Методологические пояснения

В разделе представлены макроэкономические показатели и основные экономические индикаторы развития здравоохранения, информация о развитии потребительского рынка товаров и услуг здравоохранения – выпуске в Российской Федерации лекарственных средств, медицинской техники и техники для инвалидов, продаже медикаментов, химико-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения, оказании населению платных услуг в области здравоохранения и рекреации, потребительских ценах на товары и услуги здравоохранения и рекреации.

В системе национальных счетов применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства.

Данные за 2000 год приведены по отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), начиная с 2002 г. – по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Коммерческие организации (включая субъекты малого и среднего предпринимательства) относятся к сектору "Нефинансовые корпорации", учреждения, финансируемые за счет средств госбюджета и государственных внебюджетных фондов, относятся к сектору "Государственное управление", некоммерческие организации, а также самостоятельные подразделения коммерческих организаций, оказывающие услуги своим работникам – к сектору "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства", индивидуальные предприниматели без образования юридического лица – к сектору "Домашние хозяйства".

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации включает совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение – финансирование мероприятий в области здравоохранения.

Полная учетная стоимость основных фондов – это сумма учитываемых в бухгалтерских балансах организаций остаточной балансовой стоимости основных фондов и величины накопленного износа.

Эта стоимость отражает наличие основных фондов без учета постепенной утраты их потребительских свойств в процессе эксплуатации.

Коэффициент обновления основных фондов – это отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме.

Коэффициент выбытия основных фондов – это отношение ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года по полной учетной стоимости, в процентах. Данный показатель наряду с коэффициентом обновления, характеризует интенсивность процесса обновления основных фондов.

Эти показатели приведены в сопоставимых ценах.

Степень износа основных фондов – отношение накопленного к определенной дате износа имеющихся основных фондов (разницы их полной учетной и остаточной балансовой стоимости) к полной учетной стоимости этих основных фондов на ту же дату, в процентах.

Износ основных фондов – это частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости в процессе эксплуатации, под воздействием сил природы и вследствие технического прогресса. Нормы и методы начисления износа определяются порядком бухгалтерского учета.

Ввод в действие основных фондов – стоимость новых (не состоявших ранее на балансе у каких – либо организаций в качестве основных фондов и не относившихся к основным фондам в собственности граждан) объектов основных фондов, введенных в течение отчетного года при их приобретении, сооружении и изготовлении; внесении учредителями новых основных фондов в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал; получении по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения; при других поступлениях, а также сведения об увеличении стоимости вышеназванных объектов основных фондов вследствие произведенных в отчетном году модернизации, реконструкции, достройки.

Инвестиции в основной капитал – совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур. Начиная с 2001 г. инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Иностранные инвестиции в экономику – вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России в целях получения дохода. Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.

Прямые инвестиции – это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.

Производство продукции в натуральном выражении включает продукцию, выработанную организацией (независимо от вида основной деятельности) как из собственных сырья и материалов, так и из неоплачиваемых сырья и материалов заказчика (давальческого), предназначенную для отпуска другим юридическим и физическим лицам, своему капитальному строительству и своим подразделениям, зачисленную в состав основных средств или оборотных активов (например, спецодежда, спецоснастка), выданную своим работникам в счет оплаты труда, а также израсходованную на собственные производственные нужды. Данные приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Давальческое сырьё – это сырьё, принадлежащее заказчику и переданное на переработку другим организациям для производства из него продукции в соответствии с заключенными договорами.

Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Экспорт товаров - вывоз товаров с территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Экспорт включает вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. К реэкспортным товарам относятся товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации, а затем вывезенные с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Учет экспорта товаров производится по ценам франко-граница страны-экспортера (ФОБ), т.е. в цену товара включаются расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера. Импорт товаров - ввоз товаров на территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в экономике страны, и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпорта. К реимпортным товарам относятся товары, вывезенные с территории Российской Федерации, а затем ввезенные на эту территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Учет импорта товаров производится по ценам франко-граница страны-импортера (СИФ), т.е. в цену товара включаются расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированными на территории Российской Федерации) гражданам Российской Федерации, членам их семей, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

Оценка общего объема платных услуг населению с учетом скрытой и неформальной деятельности производится органами государственной статистики с 1990 г., в разрезе видов услуг – с 1995 г.

Платные услуги населению включают: бытовые, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищные, коммунальные, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, культуры, туристские, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, системы образования, физической культуры и спорта, правового характера, социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, и другие.

Объем платных медицинских услуг населению представляет собой денежный эквивалент медицинской (в т.ч. в области стоматологии и зубопротезирования, физиотерапии, косметологии и т.д.) и санитарно-профилактической помощи, оказанной населению медицинскими учреждениями, их подразделениями, частнопрактикующими в области здравоохранения специалистами.

Объем санаторно-оздоровительных услуг представляет собой денежный эквивалент оказанных населению услуг санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями; услуг стоматологических, косметологических, массажных и других лечебных кабинетов и т.д., включенных в стоимость путевки.

В объем санаторно-оздоровительных услуг не включается стоимость путевок на санаторно-курортное лечение, предоставленных льготным категориям граждан за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, например, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам, ветеранам труда, и т.п.

Объем платных услуг физической культуры и спорта населению представляет собой денежный эквивалент оказанных населению услуг по проведению занятий по физической культуре и спорту в учебных группах, школах и клубах по обучению навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах и т.п., проведению спортивно-зрелищных мероприятий, праздников и т.п., предоставлению в пользование объектов физической культуры и спорта, ремонту, подгонке и установке спортивного инвентаря и снаряжения и других услуг.

Объем платных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, представляет собой денежный эквивалент услуг по проживанию в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания, а также оказываемых на дому специализированными отделениями социального обслуживания или при органах социальной защиты населения (социально-медицинское обслуживание на дому).

К социальным услугам, предоставляемым гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных, полустационарных условиях и на дому, относятся материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода.

Индекс потребительских цен рассчитывается на базе данных регистрации цен, которая проводится 21-25-го числа каждого месяца. В 2012 г. наблюдение за потребительскими ценами и тарифами осуществлялось на 503 товара (услуга)-представителя в 62 тысячах организаций торговли и сферы услуг в 271 городе, на территории всех субъектов Российской Федерации.

Наблюдение за ценами и тарифами осуществляется в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения субъектов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Индексы потребительских цен на отдельные виды товаров (услуг)-представителей по субъекту Российской Федерации (России в целом) определяются как средние арифметические взвешенные величины из индивидуальных индексов цен на товар (услугу) по городам, включенным в наблюдение (субъектам Российской Федерации).

Исходя из агрегированных индексов цен на товары и услуги в целом по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по субъекту, федеральному округу, Российской Федерации в целом.

Средние потребительские цены на товары (услуги)-представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др. Уровень средних цен по Российской Федерации рассчитывается как средняя арифметическая величина из уровней цен по субъектам, взвешенных на удельный вес численности населения субъектов в общей численности населения России.

Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - стр. 330.
Раздел: Основные экономические показатели здравоохранения