Методологические пояснения

Раздел содержит показатели экономического и социального развития России в сравнении с зарубежными странами. Материалы подготовлены на основе статистических публикаций международных организаций (ООН, ОЭСР, Евростата, Статкомитета СНГ и др.) и национальных статистических органов. Данные по России и зарубежным странам приведены к сопоставимому виду с учетом особенностей расчета отдельных показателей в различных странах. Данные по ряду показателей зарубежных стран являются предварительными.

В целях обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития экономики, в конце 1960-х годов Статистическим отделом ООН в сотрудничестве с другими международными организациями, национальными статистическими службами и исследовательскими организациями был разработан Проект (с 1989 г. Программа) международных сопоставлений (ПМС ООН), который основан на расчете паритетов покупательной способности (ППС) национальных валют.

Принятие Программы связано с тем, что пересчет национальных стоимостных показателей в единую валюту на основе валютных курсов неадекватно отражает сравнительную покупательную способность национальной валюты на внутренних рынках.

Пересчет ВВП по валютному курсу в странах переходного периода и в развивающихся странах приводит к искажению данных за счет многих факторов: фактический валютный курс не отражает исходный экономический потенциал, динамика изменения курса не совпадает с динамикой инфляции на внутреннем рынке, ежедневные колебания валютного курса носят спекулятивный характер и т.п.

Предыдущие раунды ПМС проводились за базисные 1970, 1973, 1975, 1980, 1985, 1993, 2005 гг. В связи с ростом числа участников сопоставлений с 1980 г. международные сопоставления проводятся по региональному принципу один раз в 3-5 лет. Европейские страны участвовали в Европейской программе сопоставлений (ЕПС, раунды 1980, 1985, 1990, 1993, 1996, 1999 гг.). С конца 1990-х годов большинство стран Европы стали членами ЕС, и сопоставления в ЕС, координируемые Евростатом, стали ежегодными в силу административного использования результатов сопоставлений. Неевропейские страны-члены ОЭСР остались до настоящего времени на трехлетнем цикле – 2002, 2005, 2008, 2011, 2014 гг. В этой связи объединенные сопоставления ОЭСР–Евростата осуществляются каждые 3 года.

Начиная с 1993 г. Российская Федерация участвовала в международных сопоставлениях ВВП за 1993, 1996, 1999, 2002, 2005, 2008, 2011 и 2014 годы.

Базовый подход международных макроэкономических сопоставлений заключается в следующем:

1. ВВП каждой страны разбивается на ряд однородных товарных групп («первичные группы») по компонентам конечного использования (фактическое конечное потребление домашних хозяйств, фактическое конечное потребление государственного управления, валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей, чистый экспорт товаров и услуг). В международных сопоставлениях ВВП число первичных групп варьируется в зависимости от региона от 155 до 224.

2. В рамках каждой товарной группы производится регистрация национальных цен на отобранные репрезентативные товары и услуги по согласованному списку товаров-представителей. Согласно процедуре, каждой стране было предложено включить в перечень продуктов для каждой первичной группы по меньшей мере один продукт, репрезентативный для структуры ее национального потребления. При расчете паритетов первичных групп учитывалась информация о характерности для внутреннего рынка товаров-представителей. Список товаров-представителей в сопоставлениях за 2014 г. включает около 3000 наименований потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Для расчета ППС на уровне первичных групп соотношения цен на эти отдельные товары в различных странах подвергаются агрегированию. Затем эти ППС взвешиваются с использованием весов структуры расходов для расчета ППС по всем уровням агрегирования, вплоть до уровня ВВП. Используемая методология расчетов результатов сопоставлений позволяет получать результаты сопоставлений, независимые от выбора счетной единицы (денежной единицы) и базовой страны.

3. Стоимостные показатели конечных расходов по ВВП в национальной валюте по всем уровням агрегирования пересчитываются в «международно-сопоставимые» показатели с помощью соответствующих ППС.

Основными показателями, рассчитываемыми в рамках международных сопоставлений, являются:

паритеты покупательной способности (ППС) - представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (или одну единицу общей валюты группы стран). Например, для покупки в США в 2011 г. условной корзины товаров необходимо иметь 100 долларов США. Для покупки той же корзины товаров в России необходимо иметь 1735 рублей. В сопоставлениях ОЭСР-Евростата ППС традиционно выражаются в долларах, в Европейском союзе – в стандарте покупательной силы (СПС) (эквивалентно евро);

индексы физического объема ВВП и физического объема ВВП на душу населения – представляют собой соответственно отношение ВВП и отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к ВВП и к ВВП на душу населения базовой страны (группы стран). Стоимостные показатели в национальной валюте пересчитываются с помощью ППС в реальные величины;

сопоставимый уровень цен – рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления «более дешевых» или «более дорогих» стран по сравнению с другой страной. Индексы сопоставимого уровня цен рассчитываются по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель применяется при разделении стран на «дешевые» (с низкими значениями показателя) и «дорогие» (с высоким национальным уровнем цен). Этим показателем широко пользуются туристы на бытовом уровне. Выявлена закономерность: более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимые уровни цен. Резкие изменения сопоставимого уровня цен во времени обычно свидетельствуют о значительных изменениях позиций страны на международных рынках.

В связи с тем, что результаты сопоставлений обычно получают довольно поздно, то возникает проблема оценки результатов сопоставлений в период между раундами сопоставлений. Для получения годовых оценок ОЭСР и Евростат осуществляют годовые сопоставления. Динамический ряд ППС стран пересматривается по мере обновления информационной базы.

В сборнике приводятся уточненные годовые оценки ВВП, осуществленные ОЭСР и Евростатом.

Россия в цифрах. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017. - стр. 507.
Раздел: Международные сравнения