Методологические пояснения

Раздел представляет статистику государственных финансов, денежно-кредитной системы, данные о деятельности страховых организаций, платежно-расчетных отношениях предприятий и организаций.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе представляемых Минфином России отчетов об исполнении консолидированного, федерального бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

При составлении проектов и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с 1995 г., используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет – разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам; обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и иные неналоговые доходы.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Статистика денежно-кредитной системы разрабатывается на основании данных Банка России, Минфина России, а также данных государственных статистических наблюдений.

Денежная масса (национальное определение) представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков)и остатков средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, населения на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе на счетах для расчетов с использованием пластиковых карт) и срочных счетах, открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации.

Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам в рублях и иностранной валюте - задолженность клиентов (включая просроченную) перед кредитными организациями по всем предоставленным им кредитам. В общую величину задолженности по кредитам, кроме соответствующих сумм кредитов физическим лицам, предприятиям и организациям, банкам, включаются также кредиты иностранным государствам, юридическим лицам - нерезидентам.

Cтраховые взносы - поступившая от страхователя плата за страхование, которую он обязан внести страховщику (страховой организации) в соответствии с договором страхования или законом.

Страховые взносы по страхованию населения по договорам, заключенным за счет средств граждан и юридических лиц, включают в себя страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни, личного страхования (кроме страхования жизни), страхования имущества граждан, вкладов граждан, страхования ответственности за счет средств граждан, всех видов обязательного страхования.

Страховые выплаты - денежная сумма, которая выплачена страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (страховые выплаты по страхованию населения рассчитываются так же, как аналогичный показатель по страховым взносам).

Страховая сумма - определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

Статистика финансов предприятий (организаций) содержит показатели, отражающие финансовое положение предприятий (организаций). Сбор данных осуществляется на основе форм государственной статистической и бухгалтерской отчетности.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятий (организаций). Представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества предприятий (организаций) и чистых доходов от внереализационных операций. Внереализационные доходы и расходы - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году, курсовые разницы и др. Данные по сальдированному финансовому результату деятельности предприятий приводятся без субъектов малого предпринимательства в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет.

Рентабельность предприятий (организаций) характеризует эффективность их деятельности, применяется для оценки прибыли. В том случае, если получен отрицательный сальдированный финансовый результат, имеет место убыточность.

Рентабельность продукции рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). В том случае, если получен отрицательный сальдированный финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), имеет место убыточность.

Рентабельность активов рассчитывается как соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов предприятий (организаций). В том случае, если получен отрицательный сальдированный финансовый результат, имеет место убыточность.

Суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций включает кредиторскую задолженность, задолженность по кредитам банков и займам.

Кредиторская задолженность включает задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе задолженность, обеспеченную векселями выданными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами по всем видам операций; с рабочими и служащими по оплате труда, представляющую собой начисленные, но невыплаченные суммы оплаты труда; задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организаций, а также в фонд занятости; задолженность по всем видам платежей в бюджет и отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды; задолженность организаций по платежам по обязательному и добровольному страхованию имущества и работников организаций и другим видам страхования, в которых организация является страхователем; авансы полученные, включающие сумму полученных авансов от сторонних организаций по предстоящим расчетам по заключенным договорам, а также штрафы, пени и неустойки, признанные организацией или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации, непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами.

Дебиторская задолженность включает задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, в том числе задолженность, обеспеченную векселями полученными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами; суммы уплаченных другим организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; задолженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых и налоговых органов (в том числе по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет); задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств этой организации или банковского кредита (ссуды на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение и благоустройство садовых участков, беспроцентные ссуды молодым семьям на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством и др.); задолженность подотчетных лиц; поставщиков по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженным при приемке; задолженность государственных заказчиков по оплате за поставленные товары, работы и услуги для государственных нужд и по федеральным программам, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации, суммы, отнесенные в резерв по сомнительным долгам в течение отчетного периода.

Просроченная задолженность - задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором.

Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату работникам предприятий (организаций) - фактически начисленные суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором для данного предприятия (организации).

Россия в цифрах. 2001: Стат.сб./Росстат. - М., 2001. - стр. 285.
Раздел: Финансы