Методологические пояснения

Основные показатели организаций торговли и общественного питания

В разделе публикуется информация по основным показателям организаций торговли по видам экономической деятельности.

Оборот организаций оптовой (розничной) торговли – выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.).

Не включаются в оборот доходы от продажи собственных основных средств, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг.

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Источником информации для заполнения раздела «Финансово-хозяйственная деятельность организаций» является государственная статистическая отчетность и бухгалтерская отчетность.

Данные по бухгалтерской отчетности за 2014 г. включают сведения по Крымскому федеральному округу. Данные по государственной оперативной статистической отчетности за 2014 г. не включают сведения по Крымскому федеральному округу.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) - выручка от продажи товаров, готовой продукции, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг для организаций, осуществляющих торговую деятельность - покупная стоимость проданных товаров.

Коммерческие расходы - для организаций, осуществляющих торговую деятельность - издержки обращения, относящиеся к проданным товарам.

К управленческим расходам относятся:

административно-управленческие расходы;

расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;

другие аналогичные по назначению расходы.

Валовая прибыль организаций определяется как разница между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью (покупной стоимостью) проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продажи - разница между валовой прибылью (валовым доходом) и коммерческими и управленческими расходами.

Сальдо прочих доходов и расходов - разница между прочими доходами и расходами. К прочим доходам (расходам) относятся суммы причитающихся (подлежащих) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам и т. п.; доходы, подлежащие получению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества); данные по операциям, связанным с движением имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, ценных бумаг и т. п.). Кредиторская (дебиторская) задолженность, по которой срок исковой давности истек; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров; суммы прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном году; курсовые разницы и т.д.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. Представляет сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и чистых доходов от прочих операций. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет.

Рентабельность организаций характеризует эффективность их деятельности.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от проданных товаров, продукции (работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров, продукции (работ, услуг). В том случае, если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный, то имеет место убыточность.

Рентабельность активов рассчитывается как соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В том случае, если получен отрицательный сальдированный финансовый результат, имеет место убыточность.

Финансовая устойчивость организаций характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и продажи продукции на основе роста прибыли. Основными показателями финансовой устойчивости организаций являются следующие коэффициенты: коэффициент автономии, характеризующий долю собственных средств в общей величине источников средств организаций и определяющий степень независимости от кредиторов; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к фактической стоимости всех оборотных средств, находящихся в наличии у организаций.

Платежеспособность характеризует возможности организаций своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Одним из показателей платежеспособности организаций является коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организаций оборотных средств к наиболее срочным обязательствам организации в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе задолженность, обеспеченная векселями выданными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами по всем видам операций; с рабочими и служащими по оплате труда, представляющая собой начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда; задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации; задолженность по всем видам платежей в бюджет и внебюджетные фонды; задолженность организации по платежам по обязательному и добровольному страхованию имущества и работников организации и другим видам страхования, в которых организация является страхователем; авансы полученные, включающие сумму полученных авансов от сторонних организаций по предстоящим расчетам по заключенным договорам, а также штрафы, пении и неустойки, признанные организацией или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации.

Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, в том числе задолженность, обеспеченная векселями полученными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами; суммы уплаченных другим организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; задолженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых и налоговых органов (в том числе по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет); задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств этой организации или кредита (ссуды на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение и благоустройство садовых участков, беспроцентные ссуды молодым семьям на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством и др.); задолженность подотчетных лиц; поставщиков по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженным при приемке; задолженность по государственным заказам, федеральным программам за поставленные товары, работы и услуги, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации.

ИТОГИ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В ТОРГОВЛЕ

Ежеквартальное обследование деловой активности организаций торговли представляет собой репрезентативные выборочные обследования, представленные по территориальному признаку, охватывающие все группы организаций по формам собственности и размеру.

В качестве простых индикаторов результатов обследований используются балансы оценок показателей (в процентных пунктах), определяемые как разность долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателей по сравнению с предыдущим периодом, или как разность долей респондентов, оценивших уровень показателей как «выше нормального» и «ниже нормального» уровня.

На основе балансов оценок рассчитывается композитный индикатор – индекс предпринимательской уверенности. Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния торговых организаций.

В разделе информация представлена в виде среднеарифметических значений балансов ежеквартальных обследований за каждый анализируемый год.

Ежеквартальное выборочное обследование деловой активности в оптовой торговле содержит качественные показатели оценки руководителями торговых организаций различных аспектов их экономической деятельности в текущем периоде, тенденции ее развития в ближайшей перспективе. В обследовании принимают участие 3,1 тыс. организаций оптовой торговли, различных по формам собственности, численности работников и видам экономической деятельности, во всех субъектах Российской Федерации

За 2014 г. информация приведена без учета сведений по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.

Ежеквартальные выборочные обследования деловой активности в розничной торговле содержат качественные показатели оценки руководителями торговых организаций различных аспектов их экономической деятельности в текущем периоде, тенденции ее развития в ближайшей перспективе. В обследованиях принимают участие свыше 4 тыс. организаций розничной торговли, различных по численности работников и среднему однодневному обороту. Обследования являются репрезентативными выборочными, представлены по территориальному признаку, охватывают все группы организаций по формам собственности и размерам. За 2014 г. информация приведена без учета сведений по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.

ИТОГИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ И ЯРМАРОК

Наблюдение за изменением числа розничных рынков и количества торговых мест на них осуществляется на основе сплошного обследования рынков в 2005-2006 гг. с годовой периодичностью, с 2007 по 2009 гг. – с месячной периодичностью, с 2010 г. – с квартальной периодичностью.

Выборочное статистическое наблюдение за объемами продажи товаров на рынках проводится ежеквартально в форме опроса торгующих на рынках. Цель данного наблюдения – получить объективный показатель объема продажи товаров в расчете на одно торговое место на обследуемом рынке в зависимости от его типа и места нахождения (в городе или поселке городского типа, сельском населенном пункте) и оценить объем продажи в целом по всем рынкам субъекта Российской Федерации. Обследование проводится во всех субъектах Российской Федерации, им охвачено не менее 5% торговых мест от их общего числа в субъекте. В круг обследуемых на рынке торговых мест входят места, отведенные физическим лицам (индивидуальным предпринимателям и частным лицам), крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам. Наблюдение не распространяется на торговые места, выделенные юридическим лицам. Статистическое наблюдение за торговым оборотом этих хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, и выборочных обследований субъектов малого предпринимательства.

В разделе используются следующие основные понятия, соответствующие понятиям, приведенным в Федеральном законе от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»:

розничный рынок – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные:

универсальный рынок – розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

специализированный рынок – розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

сельскохозяйственный рынок – специализированный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест отведено для осуществления продажи сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации;

сельскохозяйственный кооперативный рынок – сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации;

торговое место – место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

Информация о качестве товаров, поступивших на розничные рынки, приводится на основании материалов о результатах контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора. Объектами контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность без образования юридического лица, реализующие товары непосредственно на розничных рынках, а также управляющие компании.

В разделе приведена информация, характеризующая изменения, произошедшие на розничных рынках за время действия Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Наблюдение за изменением числа проводимых розничных ярмарок и количества торговых мест на них осуществляется с итогов за I квартал 2013 г. на основе сплошного обследования.

Ярмарка – мероприятие, имеющее временный характер и организуемое вне пределов розничных рынков в целях повышения доступности товаров для населения, поддержки российских производителей товаров, реализации межправительственных и межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества. Ярмарки могут проводиться исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Статистическая информация в в графике Уровень фактического использования торговых мест на розничных рынках приведена без учета сведений по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.

Торговля в России. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - стр. 100.
Раздел: Организации и хозяйствующие субъекты торговли и общественного питания