Методологические пояснения

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Оборот розничной торговли - выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия счета, посредством платежных карт (электронных денег).

Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой, или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.

До 2010 г. приводятся данные об обороте розничной торговли продовольственными товарами, который помимо стоимости проданных населению продуктов питания, включает стоимость алкогольных напитков. С 2010 г. приводятся данные об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров населению через собственные торговые заведения, или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли также включает стоимость товаров, проданных населению индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), розничных рынков, ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Под торговой сетью (в соответствии с п.8 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Информация по розничным торговым сетям формируется на основе их перечня, составленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Продажа отдельных потребительских товаров в натуральном выражении рассчитывается балансовым методом и представляет собой продажу товаров через розничную торговую сеть, общественное питание, а также социальные трансферты населению в натуральной форме через организации социальной сферы ().

Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах – отношение импорта отдельных товаров к их товарным ресурсам, которые определяются, как сумма производства, импорта и изменения запасов на начало и конец периода.

Товарная структура оборота розничной торговли – удельный вес (в процентах) товара или товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли, исчисленный исходя из стоимостной оценки объема их продажи в фактически действовавших ценах.

Оборот общественного питания - выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных: работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей; транспортным организациям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта; для обслуживания приемов, банкетов и т. п.; организациями общественного питания организациям социальной сферы (больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объеме фактической стоимости питания; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания; в учебных учреждениях, в т.ч. отдельным категориям учащихся на льготной основе за счет средств бюджета в объеме фактической стоимости питания.

Оборот общественного питания включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу кулинарной продукции и покупных товаров для потребления, главным образом, на месте через собственные заведения общественного питания.

Оборот общественного питания формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, которое проводится с месячной периодичностью, ежеквартального выборочного обследования малых предприятий (за исключением микропредприятий), а также ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли (общественного питания) организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.

Оборот розничной торговли (общественного питания) приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку (наценку общественного питания), налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Динамику оборота розничной торговли (общественного питания) характеризует индекс физического объема, который определяется путем сопоставления величины оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

За 2014 г. абсолютные показатели, а также среднедушевые и структурные показатели приведены с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю. Индексы физического объема (к различным базисным периодам) для обеспечения статистической сопоставимости рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г. Севастополю.

Информация о качестве товаров, поступивших на потребительский рынок, приводится на основании материалов о результатах контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора. Объектами контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность без образования юридического лица, реализующие товары в предприятиях розничной торговли.

УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА ЦЕН НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены.

Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков:

данных об изменении цен и тарифов, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год.

Наблюдение за ценами и тарифами осуществляется в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно – в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, на розничных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и объектах передвижной торговли (палатки, киоски и т.д.).

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех территорий Российской Федерации выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары и устойчивого наличия их в продаже.

Исходной информацией для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами. На их основе определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар.

Средние цены на товары (услуги) – представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др., и рассчитываются по России и федеральным округам как средние арифметические взвешенные величины из соответствующих средних цен субъектов Российской Федерации.

На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары и услуги в целом по субъекту Российской Федерации, федеральному округу, Российской Федерации.

Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги в целом по субъекту Российской Федерации, федеральному округу, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, определяются индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по субъекту Российской Федерации, федеральному округу, Российской Федерации.

Индексы потребительских цен и средние цены по Российской Федерации в 2014 г. рассчитаны без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

В разделе приводятся данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Обследование проводится во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу и охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств.

Область изучения и распространения данных бюджетного обследования определяется его целями: получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; получения весовых показателей для расчета индекса потребительских цен; обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.

Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования. Учетный период обследования охватывает квартал.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоят из потребительских расходов, а также оценки в денежном эквиваленте стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, если они были приобретены не для собственного потребления1). В 2000 г. в составе данного показателя учитывалась также социальная помощь, полученная в натуральном выражении от государственных, общественных или благотворительных организаций.

Расходы на питание в домашних хозяйствах2) складываются из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, расходов на питание вне дома и стоимости натуральных поступлений продуктов питания.

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания – условно исчисленная стоимость потребленных домашними хозяйствами продуктов питания, поступивших в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и из других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда и др.). Оценка стоимости производится по средним ценам покупки, исходя из данных обследования о количестве и стоимости аналогичных товаров в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Расходы на непродовольственные товары в домашних хозяйствах3) состоят из денежных расходов на покупку непродовольственных товаров, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, и стоимости натуральных поступлений, оцененной со слов опрашиваемых4).

Расходы на алкогольные напитки в домашних хозяйствах5) включают как денежные расходы на покупку алкогольных напитков, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, так и стоимость алкогольных напитков, поступивших в домохозяйство в натуральном выражении в результате собственного производства, в качестве подарка и т.п.4)

Стоимость услуг, предоставленных работодателем бесплатно или по льготным ценам – оценка в денежном эквиваленте льгот, предоставленных работодателем в виде полного или частного освобождения от оплаты услуг. Оценка производится со слов опрашиваемых членов домашних хозяйств.

Данные за 2014 г. приведены без учета Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели. В расчетах используются данные баланса денежных доходов и расходов населения и данные регистрации цен на потребительском рынке.

Торговля в России. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - стр. 44.
Раздел: Потребительский рынок


1) До 2005 г. – в части продуктов питания, а с 2005 г. также в части непродовольственных товаров.

2) До 2005 г. – показатель имел название «стоимость питания в домашних хозяйствах».

3) До 2005 г. – показатель имел название «расходы на покупку непродовольственных товаров».

4)Стоимость натуральных поступлений учитывается начиная с 2005 г.

5) До 2005 г. – показатель имел название «расходы на покупку алкогольных напитков».