Методологические пояснения

В разделе публикуется информация по основным показателям организаций торговли по видам экономической деятельности. Приводятся статистические данные о числе организаций торговли (раздел “G” ОКВЭД) и общественного питания (раздел “Н” ОКВЭД), учтенных в Статрегистре Росстата, по видам экономической деятельности. Сведения о числе организаций формируются по данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), предоставляемым территориальными органами ФНС России, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. № 319 с 1 июля 2002 года осуществляют государственную регистрацию юридических лиц.

Данные о субъектах малого предпринимательства приведены в соответствии с условиями, определенными Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.

Оборот организаций оптовой (розничной) торговли – выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, налога с продаж, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.).

Торгово-складская сеть внутренней торговли – совокупность торговых и складских объектов, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения:

стационарная торговая сеть – торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. К ней относятся магазины, павильоны и киоски;

магазин – специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;

павильон – строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;

площадь торгового зала (зала для обслуживания покупателей) – установочная площадь магазина (площадь торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей;

палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли;

киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Источником информации для заполнения раздела “Финансово-хозяйственная деятельность организаций” является государственная статистическая отчетность и бухгалтерская отчетность. В разделе данные приведены по полному кругу организаций, в том числе по крупным, средним и малым организациям. Полный круг организаций включает также организации с численностью до 15 человек, не являющиеся в соответствии с действующим законодательством субъектами малого предпринимательства.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) - выручка от продажи товаров, готовой продукции, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг для организаций, осуществляющих торговую деятельность - покупная стоимость проданных товаров.

Коммерческие расходы - для организаций, осуществляющих торговую деятельность - издержки обращения, относящиеся к проданным товарам.

К управленческим расходам относятся:

административно-управленческие расходы;

расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;

другие аналогичные по назначению расходы.

Валовая прибыль организаций определяется как разница между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью (покупной стоимостью) проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продажи - разница между валовой прибылью (валовым доходом) и коммерческими и управленческими расходами.

Сальдо прочих доходов и расходов - разница между прочими доходами и расходами. К прочим доходам (расходам) относятся суммы причитающихся (подлежащих) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам и т. п.; доходы, подлежащие получению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества); данные по операциям, связанным с движением имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, ценных бумаг и т. п.). Кредиторская (дебиторская) задолженность, по которой срок исковой давности истек; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров; суммы прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном году; курсовые разницы и т.д.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. Представляет сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и чистых доходов от прочих операций. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет.

Рентабельность организаций характеризует эффективность их деятельности.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от проданных товаров, продукции (работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров, продукции (работ, услуг). В том случае, если получен убыток от проданных товаров, продукции (работ, услуг), имеет место убыточность.

Рентабельность активов рассчитывается как соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В том случае, если получен отрицательный сальдированный финансовый результат, имеет место убыточность.

Финансовая устойчивость организаций характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и продажи продукции на основе роста прибыли. Основными показателями финансовой устойчивости организаций являются следующие коэффициенты: коэффициент автономии, характеризующий долю собственных средств в общей величине источников средств организаций и определяющий степень независимости от кредиторов; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к фактической стоимости всех оборотных средств, находящихся в наличии у организаций.

Платежеспособность характеризует возможности организаций своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Одним из показателей платежеспособности организаций является коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организаций оборотных средств к наиболее срочным обязательствам организации в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе задолженность, обеспеченная векселями выданными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами по всем видам операций; с рабочими и служащими по оплате труда, представляющая собой начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда; задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации; задолженность по всем видам платежей в бюджет и внебюджетные фонды; задолженность организации по платежам по обязательному и добровольному страхованию имущества и работников организации и другим видам страхования, в которых организация является страхователем; авансы полученные, включающие сумму полученных авансов от сторонних организаций по предстоящим расчетам по заключенным договорам, а также штрафы, пении и неустойки, признанные организацией или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации.

Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, в том числе задолженность, обеспеченная векселями полученными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами; суммы уплаченных другим организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; задолженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых и налоговых органов (в том числе по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет); задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств этой организации или кредита (ссуды на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение и благоустройство садовых участков, беспроцентные ссуды молодым семьям на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством и др.); задолженность подотчетных лиц; поставщиков по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженным при приемке; задолженность по государственным заказам, федеральным программам за поставленные товары, работы и услуги, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации.

Ежеквартальное обследование деловой активности организаций торговли проводится Росстатом по методологии Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и представляет собой репрезентативные выборочные обследования, представленные по территориальному признаку, охватывающие все группы организаций по формам собственности и размеру. При распространении выборочных оценок показателей деловой активности на генеральную совокупность они корректируются в соответствии со структурой генеральной совокупности.

В качестве простых индикаторов результатов обследований используются балансы оценок показателей (в процентах), определяемые как разность долей респондентов, отметивших “увеличение” и “уменьшение” показателей по сравнению с предыдущим периодом, или как разность долей респондентов, оценивших уровень показателей как “выше нормального” и “ниже нормального” уровня.

На основе балансов оценок рассчитывается композитный индикатор – индекс предпринимательской уверенности. Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния торговых организаций.

В разделе информация представлена в виде среднеарифметических значений балансов ежеквартальных обследований за каждый анализируемый год.

Ежеквартальное выборочное обследование деловой активности в оптовой торговле содержит качественные показатели оценки руководителями торговых организаций различных аспектов их экономической деятельности в текущем периоде, тенденции ее развития в ближайшей перспективе. В обследовании принимают участие 3,1 тыс. организаций оптовой торговли, различных по формам собственности, численности работников и видам экономической деятельности, во всех субъектах Российской Федерации.

Ежеквартальное выборочное обследование деловой активности в розничной торговле содержит качественные показатели оценки руководителями торговых организаций различных аспектов их экономической деятельности в текущем периоде, тенденции ее развития в ближайшей перспективе. В обследовании принимают участие свыше 4,4 тыс. организаций розничной торговли, различных по формам собственности, численности работников и среднему однодневному обороту, во всех субъектах Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Наиболее привлекательной сферой деятельности предпринимателей является розничная торговля.

Выборочное обследование индивидуальных предпринимателей на потребительском рынке проводится органами государственной статистики с 2000 г. на регулярной основе. Статистическое наблюдение ведется за объемами деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю как в стационарной торговой сети, так и на рынках. Формирование выборочной совокупности индивидуальных предпринимателей осуществляется методом случайного отбора, общий объем выборки составляет примерно 5% от общего числа индивидуальных предпринимателей во всех субъектах Российской Федерации.

Розничный рынок – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные:

универсальный рынок – розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

специализированный рынок – розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

сельскохозяйственный рынок – специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации.

Наблюдение за изменением числа розничных рынков и количества торговых мест на них с 2005 г. осуществляется на основе сплошного обследования рынков с годовой периодичностью.

Выборочное статистическое наблюдение за объемами продажи товаров на рынках1) проводится ежеквартально в форме опроса торгующих на рынках. Цель данного наблюдения – получить объективный показатель объема продажи товаров в расчете на одно торговое место на обследуемых рынках в зависимости от его типа и места нахождения (в городе или поселке городского типа, сельском населенном пункте) и оценить объем продажи в целом по всем рынкам субъекта Российской Федерации. Обследованием охвачено около трети торговых мест от их общего количества. В круг обследуемых на рынке торговых мест входят места, отведенные физическим лицам (индивидуальным предпринимателям и частным лицам). Наблюдение не распространяется на торговые места, отведенные юридическим лицам. Статистическое наблюдение за торговым оборотом этим хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного обследования крупных и средних организаций и выборочного обследования малых предприятий.

Торговля в России. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр. 155.
Раздел: Организации и хозяйствующие субъекты торговли и общественного питания


1) Здесь и далее (табл. 4.62, 4.63, 4.64) включая ярмарки, организованные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер