Методологические пояснения

Оборот оптовой торговли – стоимость отгруженных товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи;).

Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается на объемы скрытой деятельности.

Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара определяется как отношение величины продажи к суммарному объему производства и импорта соответствующего товара (диаграмма 3.8).

Балансы товарных ресурсов рассчитываются в целях определения объемов использования отдельных товаров на внутреннем рынке. При этом по потребительским товарам определяется показатель их продажи населению, который в системе балансов товарных ресурсов представляет собой продажу потребительских товаров через розничную торговую сеть, общественное питание, а также социальные трансферты населению в натуральной форме через организации социальной сферы.

По продукции производственно-технического назначения определяется показатель продажи на внутреннем рынке, который суммарно представляет собой промежуточное потребление рыночной продукции (по товарам, относимым к материальным оборотным фондам) и валовое накопление основного капитала (по инвестиционным товарам).

Схема балансов в общем виде выражается следующей формулой:

Зн + П + И = Оп + Э + Пи + Зк,

где

Зн и Зк – запасы товара в промышленности, оптовой и розничной торговле соответственно на начало и конец отчетного периода;

П – производство товара за отчетный период;

И – импорт товара;

Оп – объем продажи товара;

Э – экспорт товара;

Пи – промежуточное использование товара.

Исходя из приведенной формулы, можно определить объем продажи товаров на внутреннем рынке:

Оп = Зн + П + И – Э – Пи – Зк.

Информационной базой при составлении балансов являются данные форм федерального государственного статистического наблюдения, балансов ресурсов и использования основных сельскохозяйственных продуктов, обследования бюджетов домашних хозяйств, системы таблиц “Затраты-выпуск” России, таможенной статистики, топливно-энергетического баланса (– 3.12, 3.16).

На биржевых торгах в 2006 г. преобладала продажа стройматериалов, керамических изделий и стекла (52% биржевого оборота), топлива, нефти и нефтепродуктов (17,8%), продукции агрокомплекса (14,3%), товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (4,1%). Кроме того, биржевой оборот по сделкам по продаже квот в 2006 г. составил 0,3 млн. руб.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” главными распорядителями средств бюджетов и государственными внебюджетными фондами в 2006 г. было проведено 12802,7 тыс.торгов (лотов) и других способов размещения заказов, в том числе для государственных нужд – 5604,9 тыс.(в 5,3 раза больше, чем в 2005 г.), по результатам которых было заключено 12815,4 тыс. контрактов на сумму 2152,7 млрд. руб., в том числе для государственных нужд – соответственно 5593,0 тыс. и 1713,7 млрд. руб.

Структура размещения средств, направленных на закупки для государственных и муниципальных нужд, с использованием различных способов закупок приведена ниже.

Торговля в России. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр. 110.
Раздел: Оптовый рынок