О состоянии оптовой торговли в 2006 г.

Состояние оптовой торговли (включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) в 2006 г. характеризовалось следующими основными итогами:- на развитие оптовой торговли в 2006 г. было направлено 69,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 17,0 % ниже уровня 2005 г. (в сопоставимых ценах);- на конец 2006 г. объем накопленных иностранных инвестиций в организациях оптовой торговли составил 27,7 млрд. долларов США и возрос на 4,7 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;- отмечался устойчивый рост оборота оптовой торговли: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. прирост составил 9,9 % (в сопоставимых ценах);- несколько улучшилось финансовое состояние крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность в оптовой торговле: сальдированный финансовый результат в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возрос на 36,9% (в фактически действовавших ценах).Удельный вес организаций оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации в течение 2005-2006 гг. оставался стабильным и в 2006 г. составил 19,3% (в 2005 г. – 19,1%).

Валовая добавленная стоимость организаций оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

 

В текущих ценах, млрд. руб. В процентах к предыдущему году Доля валовой добавленной стоимости организаций оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в ВВП в основных ценах1), в процентах
2005 3615,7 109,9 19,1
2006 4496,2 108,7 19,3

1) ВВП в основных ценах, в отличие от ВВП в рыночных ценах, не включает налоги на продукты, но включает субсидии на продукты.

В 2006 г. число организаций, основным видом деятельности которых является оптовая торговля, возросло на 15,4% и к началу 2007 г. составило 460,0 тыс. (в начале 2006 г. – 398,6 тыс.), при этом число крупных и средних организаций сократилось на 5,8%.

Число организаций оптовой торговли1)

(на 1 января)

  2007 2006 2007 в процентах к 2006
Всего2) из них крупные и средние3) Всего2) из них крупные и средние3) Всего2) из них крупные и средние3)

Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, тыс.

460,0 18,1 398,6 19,2 115,4 94,2

из них осуществляющие оптовую торговлю:

           

через агентов (за вознаграждение или на договорной основе)

71,6 2,6 65,5 2,8 109,4 92,3

сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

9,2 0,5 7,9 0,7 116,2 81,7

пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

59,5 3,0 55,1 3,1 107,9 97,2

непродовольственными потребительскими товарами

69,9 2,6 57,4 2,6 121,9 97,6

несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом

73,0 2,9 60,2 2,9 121,3 100,7

из них топливом

13,2 1,0 11,7 1,0 112,9 98,5

машинами и оборудованием

36,3 1,6 30,2 1,4 120,1 109,5

прочую

135,7 4,8 112,8 5,4 120,3 88,5

1) Данные приведены на основе Статистического регистра Росстата, включающего фактически действовавшие юридические лица.

2) С учетом организаций, конкретные виды деятельности которых не идентифицированы.

3) Включаются организации со средней численностью работников до 50 человек, не являющиеся субъектами малого предпринимательства.

Среди крупных и средних организаций оптовой торговли 16,6% осуществляли торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, 16,3% - продавали несельскохозяйственные промежуточные продукты, отходы и лом (включая топливо и сырую нефть), 14,3% - занимались реализацией непродовольственных потребительских товаров.

Структура числа организаций оптовой торговли по видам экономической деятельности на 1 января 2007 г.

(в процентах к общему числу организаций)

Крупные и средние организации Малые предприятия

Численность работников, занятых в организациях оптовой торговли, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 6,6% и составила 2413,8 тыс.человек, или 5,0 % от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности.

Среднесписочная численность и заработная плата работников, занятых в организациях оптовой торговли

 

Организации оптовой торговли из них крупные и средние организации, осуществляющие торговлю топливом Справочно организации всех видов экономической деятельности

Среднесписочная численность работников, тыс.человек

     

2005

2265,0 89,9 48197,2

2006

2413,8 87,4 48096,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

     

2005

7521,9 19108,5 8554,9

2006

9342,7 22058,0 10633,9

В 2006 г. наибольшее число работников в оптовой торговле было занято в организациях Москвы (716 тыс.человек, или 29,7% от общей численности работников организаций оптовой торговли по России) и Санкт-Петербурга (170 тыс.человек, или 7,0%). В организациях оптовой торговли Ростовской, Воронежской областей, Республики Татарстан, Новосибирской, Челябинской, Свердловской, Самарской областей, Краснодарского края, Нижегородской, Московской областей и Республики Башкортостан среднесписочная численность занятых составляла от 49 тыс. до 94 тыс.человек, или 2-4 % от общего числа занятых в организациях оптовой торговли по России.

Среднесписочная численность работников, занятых в организациях оптовой торговли

  2005 2006
Тыс. человек В процентах к итогу Тыс. человек В процентах к итогу

Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2265,0 100 2413,8 100

в том числе осуществляющие оптовую торговлю:

       

через агентов (за вознаграждение или на договорной основе)

238,0 10,5 271,2 11,2

сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

37,9 1,7 33,8 1,4

пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

531,2 23,5 609,2 25,2

непродовольственными потребительскими товарами

416,6 18,4 450,0 18,7

несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом

469,3 20,7 508,6 21,1

машинами и оборудованием

141,3 6,2 158,8 6,6

прочую

430,7 19,0 382,2 15,8

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в организациях оптовой торговли, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 24,2% и составила 9343 рубля (88% от среднероссийского уровня). В организациях оптовой торговли, осуществлявших реализацию топлива, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за 2006 г. составила 22058 рублей и была выше, чем в целом по экономике, в 1,9 раза.

На развитие оптовой торговли в 2006 г. было направлено 69,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), что на 17,0 % ниже уровня 2005 г. (в сопоставимых ценах).

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие оптовой торговли1)

  2005 2006
Инвестиции в оптовую торговлю

в фактически действовавших ценах, млн. руб.

75007,6 69525,6
в процентах к общему объему инвестиций    
в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 58,1 44,4
на развитие экономики 2,1 1,5

1) Включая инвестиции организаций, для которых оптовая торговля не является основным видом деятельности.

К концу 2006 г. полная учетная стоимость основных фондов крупных и средних организаций с основным видом деятельности “оптовая торговля” составила 6866,6 млрд. рублей, или 26,4 % от стоимости основных фондов крупных и средних организаций всех видов экономической деятельности.

Стоимость основных фондов крупных и средних организаций торговли

(на конец года; по полной учетной стоимости; миллиардов рублей)

  2005 2006

Организации оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

5906,9 7066,2
из них по организациям оптовой торговли 5755,6 6866,6

К концу 2006 г. степень износа основных фондов крупных и средних организаций оптовой торговли составляла 60,3% против 44,4% в целом по экономике.
Коэффициент обновления1) по крупным и средним организациям оптовой торговли в 2006 г. составил 3,8% против 3,5% в 2005 году. Коэффициент выбытия (ликвидации)1) в 2006 г. не изменился по сравнению с 2005 г. и составил 0,1%.

1) Коэффициент обновления - отношение стоимости основных фондов, введенных в действие в течение года, к общей стоимости основных фондов на конец года.
Коэффициент (выбытия) ликвидации - отношение стоимости основных фондов, ликвидированных за год, к общей стоимости основных фондов на начало года.
Коэффициенты обновления и выбытия (ликвидации) определены по полной учетной стоимости основных фондов.

Показатели обновления и состояния основных фондов крупных и средних организаций торговли

(в процентах)

 

Коэффициент обновления основных фондов Коэффициент выбытия (ликвидации) основных фондов
2005 2006 2005 2006

Организации оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

4,0 4,5 0,2 0,2

из них организации оптовой торговли

3,5 3,8 0,1 0,1

Объем накопленных иностранных инвестиций на конец 2006 г. в организациях оптовой торговли составил 27,7 млрд. долларов США и возрос на 4,7% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Иностранные инвестиции в организации оптовой торговли1)
(миллионов долларов США)

  2005 2006
всего в том числе всего в том числе
прямые портфельные прочие прямые портфельные прочие

Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

19574 636 0,5 18937 11830 590 2 11238

из них осуществляющие оптовую торговлю:

               

сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

414 12 - 402 430 25 - 405

пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

464 294 - 170 861 147 1 713

непродовольственными потребительскими товарами

188 71 - 117 412 116 - 296

несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом

17324 46 0,1 17278 8141 71 0,0 8070

из них топливом

17079 7 0,0 17072 7995 9 - 7986

машинами и оборудованием

149 18 - 131 252 17 0,1 235

1) По данным организаций, представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США.

Поступление иностранных инвестиций в организации оптовой торговли в 2006 г. составило 11,8 млрд. долларов США, или на 39,6% меньше, чем в 2005 году. В общем объеме инвестиций в эти организации наибольшая доля приходилась на Соединенное Королевство (Великобританию) – 30,9%, (3,7 млрд. долларов США), Люксембург – 25,2% (3,0 млрд. долларов США), Германию – 15,4% (1,8 млрд. долларов США).
Для анализа ситуации, складывающейся на оптовом рынке, ежеквартально проводится выборочное обследование конъюнктуры и деловой активности организаций оптовой торговли.
Результаты обследований конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле, проведенных в 2006 г., показали, что структура организаций оптовой торговли остается практически неизменной.
Самостоятельными организациями, не входящими в состав объединений, ассоциаций, союзов, являются почти все оптовые организации. Наибольшая доля обследованных оптовых организаций (18%), входящих в состав объединений и ассоциаций, приходится на организации, реализующие твердое топливо, жидкое и газообразное топливо и смежные продукты.
Большинство обследованных организаций являются специализированными: удельный вес основного вида продукции в общем объеме реализованной продукции колеблется от 82% до 99%.
Из общего числа обследованных организаций 82,6% занимают организации частной формы собственности, на долю которых приходится 85,8% оборота оптовой торговли.
В 2005 г. основными поставщиками товаров для организаций оптовой торговли были организации-производители (у них закупалось 57,8 % от общего объема закупленных товаров) и оптовые и оптово-посреднические организации (у них приобреталось 40,3% от общего объема закупленных товаров).

Источники поступления товаров в организации оптовой торговли

(по кругу обследованных организаций; в процентах к объему приобретенных товаров)

В 2006 г. организации оптовой торговли увеличили объем закупок товаров у организаций-производителей (до 69,1% от общего объема товаров) и сократили его у оптовых и оптово-посреднических организаций (до 28,7%).
Основными покупателями товаров по-прежнему остаются оптовые и оптово-посреднические организации, объем закупок которых в 2006 г. составил 39,1% реализованных товаров, а организации розничной торговли стали закупать почти треть реализованных товаров, в то время как в 2005 г. ими закупалась только пятая часть.

Каналы реализации товаров организациями оптовой торговли
(по кругу обследованных организаций; в процентах к объему проданных товаров)

В IV квартале 2006 г. доля продажи организациям-производителям наиболее значительна была у оптовых организаций, занимающихся продажей химических продуктов, отходов и лома (62,1%); оптовым и оптово-посредническим организациям - у оптовых организаций, занимающихся продажей автотранспортных средств (75,0%); организациям розничной торговли – у оптовых организаций, занимающихся продажей медицинских товаров и косметики (82,6%).

В 2006 г. для организаций оптовой торговли в целом сложилась достаточно благоприятная конъюнктура. В результате доля организаций оптовой торговли, экономическое положение которых характеризовалось их руководителями как "благоприятное" и "удовлетворительное", в течение 2006 г. оставалась на уровне 89–90%. Однако в течение года имели место квартальные конъюнктурные колебания. Динамика оценок изменения основных показателей деятельности оптовых организаций в IV квартале свидетельствует о замедлении к концу каждого года положительных тенденций развития их деловой активности.

Динамика оценок предпринимателями основных показателей деятельности организаций оптовой торговли
(по кварталам; в процентах)

  Баланс1) оценок (по сравнению с предыдущим кварталом)
2005 2006
I II III IV I II III IV

Численность занятых

-2 -1 +2 +1 +1 -1 +3 0

Оборот оптовой торговли в денежном выражении

-11 -2 +20 +13 -13 +2 +21 +14

Объем продаж в натуральном выражении

-12 -3 +15 +9 -12 +2 +18 +11

Ассортимент товаров

+8 +10 +13 +12 +7 +10 +13 +12

Складские площади

-1 -1 -1 0 0 -1 0 -1

Обеспеченность соответственными финансовыми ресурсами

-3 -1 +4 +3 -3 +3 +5 +4

Прибыль

-13 -3 +13 +5 -13 +4 +13 +8

1) Баланс - разница между процентом положительных и процентом отрицательных ответов.

Индекс предпринимательской уверенности1) в IV квартале 2005 г. сократился по сравнению с I кварталом 2005 г. на 0,6 процентного пункта и составил +7,4%, в IV квартале 2006 г. – соответственно на 0,8 процентного пункта и +7,9%, что также отражает замедление деловой активности в оптовой торговле к концу года. При этом он вырос по сравнению с IV кварталом 2005 г. на 0,5 процентного пункта.
Индекс предпринимательской уверенности в IV квартале 2006 г. колебался от 6,6% по Приволжскому федеральному округу до 10,2% по Северо-Западному федеральному округу.

1) Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое "балансов" оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в следующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (последний - с обратным знаком), в процентах.

Индекс предпринимательской уверенности по организациям оптовой торговли в IV квартале 2006 г.

(в процентах)

В то же время в IV квартале 2006 г. среди организаций, осуществлявших продажу отдельных групп товаров, индекс предпринимательской уверенности колебался от 4,4% по организациям, реализующим строительные и лесные материалы, до 13,0% по организациям, реализующим одежду, обувь и текстильные изделия (диаграмма 4.40, стр. 214). Среди факторов, в наибольшей степени ограничивающих деятельность оптовых организаций, в 2006 г.
по-прежнему остаются финансовые проблемы: неплатежеспособность покупателей – 63,3 %, недостаток финансовых средств отмечают 63,2% респондентов, высокий уровень налогов – 52,0%. При этом неплатежеспособность покупателей и недостаток финансовых средств в 2006 г. оказывали немного меньшее влияние, чем в 2005 г. (диаграмма 4.41, стр. 214).
Достаточно оптимистично оценивают предприниматели перспективы развития экономической ситуации в оптовой торговле в 2007 г.: в IV квартале 2006 г. 87,8% из них ожидают, что она не ухудшится, 18,7% - предполагают ее улучшение.

Оценка экономического положения организаций оптовой торговли

(в процентах к числу обследованных организаций)

  I квартал 2007 по сравнению с IV кварталом 2006 (прогноз)
улучшение без изменений ухудшение баланс
Оптовые организации 19 69 12 +7

в том числе осуществлявшие продажу:

       

автотранспортных средств

19 63 18 +1

автомобильных деталей, узлов и принадлежностей

21 64 15 +6

сельскохозяйственного сырья и живых животных

21 69 10 +11

продовольственных товаров

22 68 10 +12

одежды, обуви и текстильных изделий

21 76 3 +18

бытовых приборов, мебели, напольных покрытий

20 67 13 +7

медицинских товаров и косметики

19 74 7 +12

прочих бытовых товаров

23 71 6 +17

топлива

14 78 8 +6

руд и металлов

15 69 16 -1

строительных материалов и лесоматериалов

15 68 17 -2

химических продуктов, отходов и лома

18 72 10 +8

машин и оборудования

18 64 18 0

прочих товаров

17 69 14 +3

Оборот организаций оптовой торговли1) составляет почти треть оборота всех организаций2) Российской Федерации: в 2006 г. он составил 14651,9 млрд. рублей или 31,2 % от оборота всех организаций (в 2005 г. соответственно 10251,7 млрд. рублей или 28,1%).
При этом распределение оборота организаций по видам их деятельности в федеральных округах значительно отличается, так в 2006 г. в Центральном федеральном округе оборот организаций оптовой торговли составил 43,7% от оборота организаций округа, а в Приволжском федеральном округе – 16,9%.

1) Оборот организаций оптовой торговли включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи (за минусом НДС, налога с продаж и других аналогичных обязательных платежей), выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС), стоимость отгруженных (переданных) товаров собственного производства, выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.). Не включаются в оборот доходы от продажи собственных основных средств, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг.

2) В оборот организаций включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены данным юридическим лицом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридическим и физическим лицам), независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.
Данные по этому показателю представляют совокупность организаций с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций.

Оборот организаций по федеральным округам в 2006 г.

(миллиардов рублей)

 

В 2006 г., как и в 2005 г. наибольшая доля в формировании оборота организаций оптовой торговли приходилась на организации, осуществляющие торговлю несельскохозяйственными промежуточными продуктами (включая топливо), отходами и ломом (34,1% и 35,3% соответственно), наименьшая (1,2%) - на организации, осуществляющие торговлю сельскохозяйственным сырьем и живыми животными (таблица 4.4, стр. 162).
В 2006 г. по сравнению с предыдущим годом структура оборота организаций, основным видом деятельности которых является оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, практически не изменилась. Так, доля оборота организаций, осуществляющих оптовую торговлю непродовольственными потребительскими товарами увеличилась на 1,1 процентного пункта; доли оборота организаций, осуществляющих оптовую торговлю несельскохозяйственными промежуточными продуктами (включая топливо), отходами и ломом и торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями уменьшились соответственно на 1,2 и 0,3 процентного пункта.

Оборот оптовой торговли1) организаций оптовой торговли в 2006 г. составил 14706,9 млрд. рублей, или 115,6% к уровню 2005 г.

1) Оборот оптовой торговли - стоимость отгруженных товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи). Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, агентов) отражается по фактической стоимости, включая НДС.
Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается на объемы скрытой деятельности.

Динамика оборота оптовой торговли в 2006 г.

 

Оборот оптовой торговли1) В том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли
млрд. руб. в процентах (в сопоставимых ценах) млрд. руб. в процентах (в сопоставимых ценах)
к соответствующему периоду предыдущего года к предыдущему периоду к соответствующему периоду предыдущего года к предыдущему периоду

Январь

1424,9 116,3 83,1 1083,8 113,1 87,3

Февраль

1484,6 116,5 102,3 1119,6 113,8 101,4

Март

1639,2 113,4 109,3 1215,4 112,6 107,5
I квартал 4548,7 115,3 94,3 3418,8 113,2 100,8

Апрель

1605,7 110,1 97,1 1163,2 113,2 94,9

Май

1584,8 111,3 97,0 1119,9 115,0 94,6

Июнь

1583,2 107,9 99,4 1143,8 114,9 101,6
II квартал 4773,7 109,7 101,3 3426,9 114,3 96,8
I полугодие 9322,4 112,3   6845,7 113,8  

Июль

1625,4 104,0 101,5 1161,8 109,1 100,4

Август

1729,6 107,6 105,3 1273,7 119,8 108,5

Сентябрь

1737,3 109,0 100,3 1278,3 120,0 100,2
III квартал 5092,3 106,9 103,6 3713,8 116,3 105,3
Январь-сентябрь 14414,7 110,3   10559,5 114,7  

Октябрь

1713,1 106,8 101,1 1263,8 116,1 101,3

Ноябрь

1769,7 109,6 103,2 1332,1 117,1 105,3

Декабрь

1961,6 107,7 111,0 1551,5 117,7 116,6
IV квартал 5444,4 108,0 109,0 4147,4 117,0 113,9
Год 19859,1 109,9   14706,9 115,6  

1) Оборот оптовой торговли включает данные по организациям с основным видом экономической деятельности “оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами” и по организациям других видов деятельности, осуществляющих оптовую торговлю.
Помимо организаций оптовой торговли перепродажу продукции осуществляют организации других видов деятельности, с учетом которых общий оборот оптовой торговли в 2006 г. составил 19859,1 млрд. рублей, или 109,9% к 2005 г. Оборот оптовой торговли неторговых организаций в 2006 г. составил 35% от оборота организаций оптовой торговли против 42% в 2005 г.

Индекс физического объема1) оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли в начале 2005 г. и 2006 г. по отношению к декабрю 2000 г. был более высоким, чем индекс физического объема оборота оптовой торговли организаций всех видов деятельности (в январе 2006 г. соответственно - 161,2% и 158,1%), а с апреля по декабрь 2005 г. и с марта по октябрь 2006 г. - стал более низким (в октябре 2006 г. соответственно – 177,2% и 179,4%). К декабрю 2006 г. вновь наметился опережающий рост индекса физического объема оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли (соответственно – 217,6% и 205,5%).

1) Индекс физического объема определяется путем сопоставления величины оборота оптовой торговли за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах.

Индексы физического объема оборота оптовой торговли

(в процентах к декабрю 2000 года)

Оборот оптовой торговли подвержен сезонным колебаниям.

Динамика оборота оптовой торговли

(в процентах к среднемесячному значению 2004 г.)

В 2006 г. объем ежемесячных продаж продукции (товаров) увеличивался в течение года и в декабре удельный вес продажи по организациям всех видов экономической деятельности и организациям оптовой торговли возрос до 9,9% и 10,5% годового объема соответственно.

Удельный вес месячного оборота оптовой торговли в его общем годовом объеме в 2006 г.

(в процентах)

В среднем за месяц в 2006 г. прирост оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли составлял 1,20% (в 2005 г. - 0,05%).
В 2006 г. в целом по Российской Федерации оборот оптовой торговли в фактических ценах в расчете на одного работающего в организациях оптовой торговли составлял 6092,8 тыс. рублей, или 125,4% к уровню 2005 г.
Наибольший удельный вес в обороте организаций оптовой торговли Российской Федерации в 2006 г. приходился на организации Москвы (39,0%), Московской области (7,6%), Свердловской области и Санкт-Петербурга (по 5,3%), Тюменской области (4,2%), Самарской области (2,9%), Ростовской области (2,6%), Нижегородской области (2,5%), Краснодарского края (2,1%); в Калининградской и Волгоградской областях, республиках Башкортостан и Татарстан, Омской, Кемеровской и Челябинской областях, Пермском крае и Новосибирской области оборот составлял от 1,0% до 1,8% его объема по стране.
Прочное место в оптовой торговле занимает малый бизнес - малые предприятия формируют около половины оборота оптовой торговли.

Структура оборота оптовой торговли по организациям

(в процентах к итогу)

2005 2006

1) В фактически действовавших ценах.

В негосударственном секторе экономики в 2006 г. формировался почти весь оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли (96,5%), в том числе в частном секторе – 71,0%.

Структура оборота оптовой торговли крупных и средних организаций оптовой торговли по формам собственности в 2006 г.

(в процентах к итогу)

 

В 2006 г. в обороте оптовой торговли крупных и средних организаций доля частного сектора составила 44,3%, доля организаций государственной и муниципальной форм собственности – 1,5%. При этом структура оборота оптовой торговли крупных и средних организаций оптовой торговли, осуществляющих продажу отдельных товаров, имеет существенные различия. Так, оборот оптовой торговли организаций частного сектора составляет наибольшую долю среди организаций, осуществляющих оптовую торговлю машинами и оборудованием – 75,3% (в том числе машинами и оборудованием для текстильного, швейного и трикотажного производства - 100%, транспортными средствами и оборудованием – 99,8%, офисными машинами и оборудованием – 77,4%); наименьшую долю - среди организаций, осуществляющих оптовую торговлю несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом – 34,9% (в том числе металлами и металлическими рудами – 78,6%, моторным топливом, включая авиационный бензин – 71,7% лесоматериалами – 56,9%,). Оборот оптовой торговли организаций государственной и муниципальной форм собственности составляет наибольшую долю среди организаций, осуществляющих оптовую торговлю сельскохозяйственным сырьем и живыми животными – 7,0% (в том числе семенами, кроме масличных семян – 22,2%, зерном – 6,6%). В товарной структуре оборота оптовой торговли крупных и средних организаций преобладает продажа непродовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения. В 2006 г. наибольший удельный вес в товарной структуре приходился на продажу газа горючего природного (24,8%), нефти и нефтепродуктов (13,2%), автомобилей, запасных частей и принадлежностей к ним (6,1%) и медикаментов, химико-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения (4,3%).Для сравнения, в товарной структуре продаж организаций оптовой торговли США1) в 2005 г. наибольший удельный вес занимала продажа таких товаров, как бакалея (11,9%), нефть и нефтепродукты (9,6%), медикаменты и лекарства (9,2%), профессиональное и коммерческое оборудование (8,6%), автомобили, запасные части и принадлежности к ним (8,3%), машины, оборудование и инструменты (8,2%),Оптовая торговля является промежуточным звеном товаропроводящей сети. При этом роль оптового звена на рынках отдельных товаров различна. Так, через систему оптовой торговли в 2006 г. было реализовано 74,7% всех ресурсов грузовых автомобилей, 65,7% автомобильного бензина, 48,8% шин, 47,0% легковых автомобилей, 40,8% стальных труб, 35,3% топлива дизельного, 22,4% мазута топочного. По отдельным видам товаров культурно-бытового назначения длительного пользования (часы, телевизоры, ковры и ковровые изделия, электропылесосы, велосипеды и мопеды, холодильники и морозильники бытовые, стиральные машины) доля продажи в ресурсах составляла от 6,7% до 29,8%; по товарам повседневного спроса (мыло туалетное и хозяйственное) этот показатель составлял соответственно 62,2% и 37,1%; доля продажи основных продуктов питания (таких как мука, продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов), соль, сыры жирные и брынза, масла растительные, мясо и птица, консервы мясные, макаронные изделия, колбасные изделия, масло животное, сахар, маргариновая продукция, чай) колебалась от 11,6% до 47,2%, наиболее значительной была доля продажи оптовыми организациями крупы – 60,8% .Реализация для розничной торговли и общественного питания отдельных видов алкогольной продукции, таких как водка и ликероводочные изделия, вина виноградные и плодовые осуществляется преимущественно организациями оптовой торговли.

1) Исключая продажи торговыми отделами или офисами (не розничной торговли) организаций обрабатывающей, перерабатывающей и добывающей отраслей, созданными для реализации их продукции, а также исключая комиссионную торговлю. Источник: Statistical Abstract of the United States: 2007, Washington, DC, 2006, tab. 1039.

Структура реализации отдельных видов алкогольной продукции и пива для розничной торговли и общественного питания организациями, имеющими лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
(в процентах к итогу)

Проверки, проведенные Роспотребнадзором, показали невысокое качество потребительских товаров, реализуемых организациями оптовой торговли.

В 2006 г. органами Роспотребнадзора было проведено 7,1 тыс. проверок оптовых организаций. В ходе проверок было выявлено 10,9 тыс. административных правонарушений, из них 57,4% по статье "нарушение правил продажи отдельных видов товаров"; 22,9% - "нарушение иных прав потребителей"; 6,2% - "продажа товаров, выполнение работ либо услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин", 5,1% - "обман потребителей", и 5,0% - "нарушение правил продажи спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". К административной ответственности привлечено 6,9 тыс. правонарушителей. Наложено штрафов на общую суму 84,2 млн. рублей.

Качество потребительских товаров, реализуемых организациями оптовой торговли, по результатам проверок, проведенных роспотребнадзором в 2006 г.
(в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе)

  Установлено ненадлежащее качество и/или опасность товаров в том числе
импортных товаров Отечественных товаров
Продовольственные товары
Мясо и птица 5,5 8,6 5,2
из них мясо птицы 4,2 6,4 4,0
Изделия колбасные 9,2 55,9 8,4
Консервы мясные и мясорастительные 41,9 38,8 42,0
Консервы мясорастительные детские 5,3 9,5 4,9
Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) 39,6 18,9 39,9
Консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов 19,2 16,0 20,0
Масло животное 21,2 52,7 21,0
Продукция маргариновая и майонезная 16,2 0,0 16,2
Сыры 41,8 74,3 28,1
Масла растительные 28,7 7,0 29,6
Цельномолочная продукция 30,1 21,3 30,1
Консервы молочные 26,1 26,1 26,1
Детское питание молочное сухое 10,0 26,7 8,0
Яйцо птицы 17,2 5,2 17,3
Сахар (кроме сахара-сырца, технического, жидкого сахара и сахарной пудры) 11,8 0,5 11,9
Кондитерские изделия 20,8 41,7 20,3
Пряности пищевкусовые, приправы и добавки - концентраты 23,6 26,7 23,3
Чай натуральный 11,6 5,0 12,2
Кофе натуральный 21,9 60,5 17,7
Мука 7,9 0,0 7,9
Крупа 33,8 64,7 24,8
Изделия макаронные 10,5 1,9 10,6
Хлеб и хлебобулочные изделия 59,3 0,0 65,6
Безалкогольные напитки и минеральные воды 9,5 32,8 9,1
Консервы плодоовощные и ягодные 14,1 7,5 15,9
Консервы детского, диетического и диабетического питания 14,2 31,8 13,8
Алкогольные напитки и пиво
Водка и ликероводочные изделия 6,5 3,9 8,0
Вина виноградные и плодовые 20,3 18,4 21,1
Вина шампанские и игристые 2,2 3,1 2,1
Коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные 18,9 14,0 20,8
Пиво 8,9 1,7 10,8
Непродовольственные товары
Папиросы и сигареты 2,7 0,4 7,3
Средства моющие синтетические 8,5 44,8 8,5
Часы бытовые 64,1 99,0 37,9
Приборы бытовые электрические нагревательные 25,3 31,5 4,1
Мебель бытовая 35,7 61,1 33,9
Электропылесосы 55,6 63,4 34,1
Холодильники бытовые 18,8 18,0 23,8
Изделия чулочно-носочные 86,8 91,3 21,5
Изделия швейные 34,1 80,3 24,3
Обувь кожаная 7,9 8,7 5,4
Детская обувь кожаная 3,1 99,3 0,6
Изделия кожгалантерейные 74,8 96,0 19,5
Изделия парфюмерно-косметические 9,4 5,2 14,7

Финансовое состояние крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность в оптовой торговле несколько улучшилось. Так, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в фактически действовавших ценах возрос на 36,9%.

На фоне положительной динамики изменения сальдированного финансового результата крупных и средних организаций оптовой торговли в 2006 г. по сравнению с 2005 г. наблюдалось снижение доли убыточных организаций в общем числе организаций данного вида деятельности соответственно с 31,0% в 2005 г. до 27,0% в 2006 г.

Финансовые результаты деятельности крупных и средних организаций оптовой торговли в 2006 г.

  Сальдированный финансовый результат Сумма прибыли, млн. руб. Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций, процентов Сумма убытка, млн. руб. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций, процентов
млн. руб. в процентах к предыдущему году1)

Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

983268 136,9 1002780 73,0 19512 27,0

из них осуществляющие оптовую торговлю:

           

сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

1051 в 4,4р. 1405 65,1 354 34,9

пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

20073 154,1 24163 69,8 4090 30,2

непродовольственными потребительскими товарами

43704 136,5 46267 78,8 2563 21,2

несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом

830285 134,9 834013 72,6 3728 27,4

из них топливом

811406 135,6 813652 71,2 2246 28,8

машинами и оборудованием

9542 123,1 13237 79,3 3695 20,7

1) Темпы изменения сальдированного финансового результата отчетного периода по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года рассчитаны с учетом:
- изменения круга отчитывающихся организаций;
- корректировки данных соответствующего периода предыдущего года, исходя из изменений учетной политики, законодательных актов и др. в соответствии с методологией бухгалтерского учета.

Дебиторская и кредиторская задолженности крупных и средних организаций оптовой торговли

(на конец периода; миллионов рублей)

  Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
2005 2006
всего из них организации, торгующие топливом всего из них организации, торгующие топливом

Дебиторская задолженность

1595904 940968 1878711 866134

из нее просроченная

137405 113084 161716 135675

доля просроченной задолженности в дебиторской задолженности, процентов

8,6 12,0 8,6 15,3

Из общей суммы дебиторской задолженности - задолженность покупателей

683975 263156 1074114 350073

из нее просроченная

67347 54722 80612 66080

Кредиторская задолженность

1054268 320727 1412230 325508

из нее просроченная

71696 49083 75156 49772

доля просроченной задолженности в кредиторской задолженности, процентов

6,8 15,3 5,3 15,3

Из общей суммы кредиторской задолженности:

       

задолженность поставщикам

646375 204257 849045 252906

из нее просроченная

66803 48336 68651 49097

задолженность по платежам в бюджет

38784 28046 22444 11751

из нее просроченная

693 90 401 52

задолженность в государственные внебюджетные фонды

3844 2898 1732 286

из нее просроченная

243 30 126 24

Задолженность по полученным кредитам и займам

1088523 748953 1246248 833420

из нее просроченная

657 311 1275 139

На конец 2006 г. в крупных и средних организациях, осуществляющих деятельность в оптовой торговле дебиторская задолженность превышала кредиторскую задолженность на 466,5 млрд. рублей, или на 33,0%.

Доля просроченной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности в организациях оптовой торговли на конец 2006 г., так же как и на конец 2005 г., составила 8,6%.

Доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности данных организаций на конец 2006 г. составила 5,3% и снизилась по сравнению с концом 2005 г. на 1,5 процентного пункта.

Структура просроченной кредиторской задолженности крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность в оптовой торговле, существенно не изменилась. Так, доля просроченной задолженности поставщикам в общем объеме просроченной кредиторской задолженности снизилась с 93,2% на конец 2005г. до 91,3% на конец 2006г. Доля просроченной задолженности в бюджеты всех уровней снизилась за указанный период с 1,0% до 0,5%, в государственные внебюджетные фонды – с 0,3% до 0,2%.

По данным Федеральной налоговой службы, в бюджетную систему Российской Федерации в 2006 г. по организациям с основным видом экономической деятельности "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" поступление налогов и сборов составило 753,3 млрд. рублей (что на 32,1% больше, чем за 2005 г.), в том числе федеральных налогов и сборов – 685,4 млрд. рублей, региональных - 21,0 млрд. рублей, местных налогов и сборов – 3,5 млрд. рублей, налогов со специальным налоговым режимом – 43,4 млрд. рублей. Объем поступивших федеральных налогов и сборов по сравнению с 2005 г. увеличился на 32,9%, региональных - на 33,8%, налогов со специальным налоговым режимом - на 25,1%, местных налогов и сборов - сократился на 14,4%.

Задолженность по налогам и сборам по организациям оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1 января 2007 г. составила 95,8 млрд. рублей.

Поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации1)

 

Организации оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2005 2006

Млн. руб.

570304 753262

в процентах к предыдущему году

132,1

в процентах к общей сумме поступлений

12,3 13,8

1) По оперативным данным Федеральной налоговой службы.

Методологические пояснения

Торговля в России. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр. 111.
Раздел: Оптовый рынок