Методологические пояснения

Раздел содержит основные показатели, характеризующие социально-экономическую дифференциацию населения по величине доходов и заработной платы.

Расчеты распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов осуществляются в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств1), в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения).

Основные положения указанной методики основаны на гипотезе о соответствии характера распределения денежных доходов населения логнормальной (двухпараметрической) модели. Установление данной гипотезы и проверка адекватности основанной на ней модели осуществлялось по данным единовременного (с пятилетней периодичностью) обследования доходов 170 тыс. семей (310 тыс. - для бывш. СССР). Последнее обследование доходов было проведено в марте 1989 г. В отсутствии данных аналогичного обследования действующая методика определяет порядок получения оценок распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов, основываясь на итогах регулярных обследований бюджетов домашних хозяйств.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-ти (10-ти) процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Информация о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы, общей суммы начисленной заработной платы, а также о дифференциации средней заработной платы по группам работников с наи-меньшей и наибольшей заработной платой за 2004-2007, 2009 гг. подготовлена по данным выборочных обследований организаций всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства). Результаты обследования распространены на генеральную совокупность. Не включались работники, принятые и выбывшие в отчетном месяце, отсутствовавшие по болезни или уходу за больными, находившиеся в отпусках без сохранения заработной платы, внешние совместители и другие работники несписочного состава. В заработную плату работников не включались вознаграждения за год и другие выплаты, не носящие регулярный характер. Квартальные премии включались в размере, приходящемся на один месяц.

Начиная с 2007 г. обследование проводится 1 раз в 2 года.

Данные за апрель 2010 г. приводятся по материалам статистической оценки распределения численности работников по размерам заработной платы на основе математической модели с использованием данных о распределении численности работников по размерам заработной платы по итогам выборочного обследования за апрель 2009 г. и темпов роста среднемесячной заработной платы за период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов/заработной платы) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов/заработной платы 10% населения (работников) с самыми высокими доходами/заработной платой и 10% населения (работников) с самыми низкими доходами/заработной платой.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов/заработной платы) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов/заработной платы от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы/заработная плата.

Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Численность населения/домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми ресурсами2) ниже величины прожиточного минимума (малоимущего населения/домашних хозяйств) определяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств путем соизмерения располагаемых ресурсов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из его состава как сумма соответствующих показателей, установленных в конкретном субъекте Российской Федерации для различных социально-демографических групп населения.

В расчетах численности малоимущего населения (малоимущих домашних хозяйств) данные по отдельно взятому домашнему хозяйству рассматриваются только за квартальный период обследования (а не в среднем за год), что в условиях неравномерности поступления доходов приводит к смещению в годовых оценках численности малоимущего населения, получаемых по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

Малоимущее население/домашние хозяйства с уровнем располагаемых ресурсов в два и более раза ниже величины прожиточного минимума рассматривается как крайне бедное население/домашние хозяйства.

Дефицит денежных доходов/располагаемых ресурсов малоимущего населения определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.

Более подробная информация по тематике раздела представлена в статистическом бюллетене Росстата “Социально-экономические индикаторы бедности”.

Социальное положение и уровень жизни населения России. . 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. - стр. 125.
Раздел: Дифференциация доходов и бедность


1) О выборочном обследовании бюджетов домашних хозяйств см. раздел 7.

2) О располагаемых ресурсах домашних хозяйств см. раздел 7.