Методологические пояснения

В разделе представлены основные макроэкономические показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния бюджетной системы России, некоторые показатели системы национальных счетов, а также сводные показатели потребительских ожиданий населения.

Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников, валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. Одновременно представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. ВРП рассчитывается в текущих основных ценах без чистых налогов на продукты, а также в постоянных ценах.

Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Сумма валовых региональных продуктов по России меньше ВВП поскольку ВРП охватывает неполный круг экономических операций по производству товаров и услуг, совершаемых на данной территории. В частности, на уровне региона сложно корректно оценить экономические операции ненаблюдаемые прямыми статистическими методами, рассчитать добавленную стоимость по отдельным видам коллективных услуг (например, в области государственного управления и обеспечения военной безопасности) оказываемых государственными учреждениями обществу в целом.

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Федеральный бюджет – предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации образуют бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

К доходам бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Расходы на общегосударственные вопросы – расходы, направленные на обеспечение функционирования главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления; на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора, на международные отношения и международное сотрудничество, обслуживание государственного и муниципального долга, фундаментальные исследования, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и др.

Расходы на национальную оборону – затраты на содержание Вооруженных сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, на ядерно-оружейный комплекс, реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества, на прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – средства, направленные на содержание органов прокуратуры, внутренних дел, внутренних войск, органов юстиции, системы исполнения наказаний, органов безопасности, пограничной службы, на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, обеспечение пожарной безопасности, на миграционную политику, на прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности и др.

Расходы на социально-культурные мероприятия – расходы на развитие образования, культуры, кинематографии, средств массовой информации, здравоохранения, спорта и физической культуры, социальную политику, включая пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства и др.

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.

Она учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам, и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.

Оплата труда наемных работников состоит из двух компонентов:

а) заработной платы;

б) отчислений работодателей в фонды социального страхования.

Отчисления работодателей в фонды социального страхования могут быть фактическими и условно исчисленными.

Фактические отчисления выплачиваются работодателями в государственные или негосударственные фонды социального страхования, чтобы обеспечить своим наемным работникам право на получение социальных пособий в случае наступления определенных событий или при наличии определенных условий, которые могут неблагоприятно повлиять на доходы или благосостояние работников – болезнь, несчастные случаи, безработица, уход на пенсию и т.д.

Условно начисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальным пособиям, выплачиваемый непосредственно работодателем своим работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на то право, за счет своих средств без участия фондов социального страхования.

Оплата труда в составе располагаемого дохода домашних хозяйств включает также оплату труда, полученную резидентами за рубежом, и не включает оплату труда нерезидентов в России.

Особенностью расчета оплаты труда наемных работников в российских национальных счетах является то, что она включает помимо скрытой оплаты труда наемных работников и скрытые смешанные доходы.

Скрытые оплата труда наемных работников и смешанные доходы определяются балансовым путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов за минусом обязательств, и формально зарегистрированными доходами.

Расчеты по определению скрытых оплаты труда и смешанных доходов производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям.

Располагаемый доход домашних хозяйств представляет собой сумму доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, сальдо доходов от собственности), а также в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты).

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств - конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме1), полученных домашними хозяйствами от сектора государственного управления и от некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также потребление товаров и услуг в натуральной форме: произведенных для собственного конечного использования (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда и гуманитарной помощи.

Расходы домашних хозяйств учитываются в ценах покупателей, включая любые налоги на продукты, которые подлежат уплате на момент покупки. Цена покупателя не включает никаких процентов или платы за услуги, которые могут добавляться, если продавец обеспечивает для покупателя кредитование. В эту цену также не входят никакие дополнительные сборы, которые могут взиматься за не уплату в срок, установленный в момент покупки. Выплаты процентов по кредиту, в национальных счетах рассматриваются как операции по перераспределению доходов от собственности.

Выборочное обследование потребительских ожиданий населения организуется органами государственной статистики с IV квартала 1998 г. на базе выборочной совокупности обследования бюджетов домашних хозяйств. Сбор первичной информации осуществляется путем проведения опросов во всех субъектах Российской Федерации во втором месяце каждого квартала. Применяемая стратифицированная многоступенчатая выборка репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим признакам. Общий объем выборки составляет 5000 респондентов. Основными выходными данными обследования являются индексы потребительских ожиданий населения (частные и обобщающий), определяемые с использованием основных принципов методики Европейской Комиссии, применяемой для гармонизированного обследования потребителей.

Частные индексы потребительских ожиданий населения - показатели, отражающие мнение населения по отдельным аспектам общественной жизни. Данные индексы рассчитываются как процентный баланс на основе распределения ответов респондентов на соответствующие вопросы опросного листа с пятью содержательными вариантами ответов. Процентный баланс определяется как разница между процентом положительных и процентом отрицательных ответов респондентов с двойными весами “крайних” и нулевым весом “нейтральных” ответов.

Индекс уверенности потребителя - обобщающий показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания и намерения населения. Данный индекс рассчитывается как средняя арифметическая значений процентного баланса по пяти вопросам: о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, о произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в России, о благоприятности условий для крупных покупок.

Значения частных и обобщающего индексов могут изменяться в пределах от -100 до +100: отрицательная величина индекса означает преобладание негативных оценок в обществе, положительная - позитивных.

Более подробно информация о состоянии бюджетной, финансовой и денежно-кредитной системы России представлена в сборнике Росстата “Финансы России. 2010”, о системе национальных счетов – в сборнике “Национальные счета России в 2003-2010 годах”.

Социальное положение и уровень жизни населения России. . 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. - стр. 26.
Раздел: Социально-экономическое развитие


1) Трансферты - экономическая операция, в ходе которой одна институциональная единица предоставляет другой единице товар, услугу или актив, не получая от нее взамен никакого эквивалента. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и индивидуальных нерыночных услуг, предоставляемых домашним хозяйствам государственными учреждениями и некоммерческими организациями бесплатно или по экономически не значимым ценам.