Методологические пояснения

В разделе содержатся показатели, характеризующие развитие потребительского рынка товаров и услуг: динамику и структуру оборота розничной торговли и платных услуг населению, продажу отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, производство основных видов продуктов питания, импорт основных товаров, динамику цен и тарифов на товары и услуги, покупательную способность денежных доходов населения, расходы населения на покупку товаров и оплату услуг.

Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению за наличный расчет товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он отражает фактическую выручку торговых организаций от продажи товаров населению, включая товары, частично или полностью оплаченные органами социальной защиты. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и физическим лицам, с оплатой по безналичному расчету, и оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других отраслей экономики, осуществляющим продажу населению товаров через свои торговые заведения или с оплатой через кассу, и стоимость товаров, проданных физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий и вещевых, смешанных и продовольственных рынков, выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов, оборот розничной торговли торгующих организаций досчитывается на объемы скрытой деятельности.

Данные по обороту розничной торговли за 2001-2003 гг. уточнены по итогам выборочного обследования субъектов малого предпринимательства.

Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг, оказанных резидентами российской экономики. В объеме платных услуг населению учитывается экспорт услуг и не учитывается их импорт. Статистически данный показатель измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению крупными и средними организациями и малыми предприятиями, некорпоративными предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

Данные об объеме платных услуг населению в распределении по видам приведены в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению с учетом внесенных в него в установленном порядке изменений.

Платные услуги населению включают: бытовые, транспортные, услуги связи, жилищные, коммунальные услуги, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги системы образования, культуры, туристские услуги, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера и другие.

Динамику оборота розничной торговли, продажи отдельных товаров и объема платных услуг населению характеризуют индексы физического объема, исчисленные путем сопоставления их величин за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

В набор товаров и услуг включены более 400 товаров (услуг)-представителей.

Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.).

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций произведен с учетом их значимости для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Исходной информацией для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на конкретные товары и услуги. На их основе определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу).

Средние потребительские цены на товары (услуги)-представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др. Уровень средних потребительских цен по Российской Федерации рассчитывается как среднеарифметическая величина из уровней цен по регионам, взвешенных на удельный вес численности населения регионов в общей численности населения России.

На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары и услуги в целом по региону, федеральному округу, Российской Федерации. В качестве весов используется удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения России.

Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги в целом по региону, федеральному округу, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются индексы цен в целом на группы продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг, а также ИПЦ по региону, федеральному округу, Российской Федерации.

Индексы потребительских цен для групп населения с различным уровнем среднедушевых доходов рассчитываются на основе различной структуры потребительских расходов для каждой группы населения с использованием единых индексов цен и тарифов на конкретные товары (услуги)-представители.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения1) отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели.

Более подробная информация по тематике раздела представлена в сборниках Росстата “Торговля в России. 2005”, “Цены в России. 2004”, статистическом бюллетене “Балансы товарных ресурсов отдельных товаров”.

Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат.сб./Росстат. - М., 2005. - стр. 282.
Раздел: Потребительский рынок


1) О среднедушевых денежных доходах населения см. раздел 4.