Методологические пояснения

В разделе представлены макроэкономические показатели и основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения.

Валовой внутренний продукт (ВВП) на стадии производства получается путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям в основных ценах и чистых налогов на продукты.

Образование доходов характеризуется показателями: оплата труда работников, другие налоги на производство и валовая (чистая) прибыль экономики.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений; обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Расходы на государственное управление и местное самоуправление - расходы, направленные на обеспечение функционирования главы государства - Президента Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, финансовых и налоговых органов.

Расходы на международную деятельность - расходы на международное сотрудничество, участие в миротворческой деятельности, международные культурные, научные и информационные связи, экономическая и гуманитарная помощь другим государствам и др.

Расходы на национальную оборону - затраты на военное строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, финансирование военной программы Министерства Российской Федерации по атомной энергии и др.

Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - средства, направленные на содержание органов внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, налоговой полиции, пограничной службы, уголовно-исполнительной системы и др.

Расходы на социально-культурные мероприятия - расходы на развитие образования, культуры, искусства и кинематографии, средств массовой информации, здравоохранения, физической культуры и спорта, осуществление санитарно-эпидемиоло-гического надзора, содержание учреждений социального обеспечения, оказание социальной помощи, финансирование мероприятий в области молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий в правоохранительных органах, государственных пособий гражданам, имеющих детей и др.

Располагаемый доход домашних хозяйств - представляет собой сумму доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты).

Оплата труда наемных работников в составе располагаемого дохода домашних хозяйств определяется суммой всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых предприятием наемному работнику за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда наемных работников учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя фактические отчисления на социальное страхование (взносы в государственный пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования), налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника. Оплата труда в составе располагаемого дохода домашних хозяйств включает также оплату труда, полученную резидентами за рубежом, и не включает оплату труда нерезидентов в России.

Скрытая оплата труда наемных работников определяется балансовым путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов и формально зарегистрированными доходами.

Расчеты по определению скрытой оплаты труда производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств - конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме1), полученных домашними хозяйствами от государственных учреждений и от некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также потребление товаров и услуг в натуральной форме: произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда и гуманитарной помощи.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они представляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включаются бесплатные услуги (социального характера), оказываемые коммерческими предприятиями и организациями своим работникам.

Показатели потребительских ожиданий населения (частные и обобщающий индексы), характеризующие различные аспекты мнения потребителей, определяются на основе данных специально организованного выборочного обследования, ежеквартально проводимого в 88 субъектах Российской Федерации. Применяемая стратифицированная многоступенчатая выборка репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим признакам.

Частные показатели потребительских ожиданий населения в соответствии с методикой, применяемой Европейской Комиссией, рассчитываются как процентный баланс по относительным показателям распределения ответов респондентов на соответствующий вопрос опросного листа с пятью содержательными вариантами ответов. Процентный баланс определяется как разница между процентом положительных и процентом отрицательных ответов респондентов с двойными весами “крайних” и нулевым весом “нейтральных” ответов.

Обобщающий показатель (индекс уверенности потребителя) рассчитывается как средняя арифметическая значений процентного баланса по пяти вопросам: о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, о произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в России, о благоприятности условий для крупных покупок.

Значения частных и обобщающего индексов могут изменяться в пределах от -100 до +100: отрицательная величина индекса означает преобладание негативных оценок в обществе, положительная - позитивных.


1) Трансферты - экономическая операция, в ходе которой одна институциональная единица предоставляет другой единице товар, услугу или актив, не получая от нее взамен никакого эквивалента. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и индивидуальных нерыночных услуг, предоставляемых домашним хозяйствам государственными учреждениями и некоммерческими организациями бесплатно или по экономически не значимым ценам.

Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2001.
Раздел: Социально-экономическое развитие