Методологические пояснения

В разделе публикуется информация о среднедушевых денежных доходах населения, среднемесячной начисленной и медианной заработных платах работников организаций, среднем размере назначенных пенсий в номинальном и реальном выражении, структуре денежных доходов и расходов населения, наличии у населения потребительских товаров длительного пользования, численности пенсионеров, потреблении основных продуктов питания на душу населения, жилищных условиях населения. Приводятся данные о занимаемом месте по уровню среднедушевых денежных доходов, среднедушевых денежных расходов, назначенных пенсий, величины прожиточного минимума, потребления основных продуктов питания на душу населения.

Начиная с 2013 г. (для относительных показателей – с 2014 г.) показатели денежных доходов и расходов населения рассчитаны в соответствии с Методологическими положениями, утвержденными приказом Росстата от 2 июля 2014 г. № 465 с изменениями от 20 ноября 2018 г.

С более подробной информацией по тематике раздела можно ознакомиться в статистических изданиях Росстата: “Российский статистический ежегодник”, “Социальное положение и уровень жизни населения России”, “Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России”, “Платное обслуживание населения в России” (http://www.gks.ru/folder/210/). Кроме того более полная информация по показателям уровня бедности, распределения малоимущих домашних хозяйств и малоимущего населения содержится в статистическом бюллетене “Социально- экономические индикаторы бедности”, а информация о структуре потребительских расходов домашних хозяйств, пищевой и энергетической ценности продуктов питания и наличия предметов длительного пользования в домашних хозяйствах – в бюллетене “Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств” (http://www.gks.ru/wps/compendium/).

Номинальный размер денежных доходов населения/ начисленной заработной платы работников организаций/назначенных пенсий – абсолютный показатель, отражающий фактически сложившийся в отчетном периоде размер денежных доходов/заработной платы/назначенных пенсий.

Реальный размер денежных доходов населения/ начисленной заработной платы работников организаций/назначенных пенсий (в процентах к соответствующему временному периоду) – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения/начисленной заработной платы работников организаций/назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Денежные доходы населения включают оплату труда наемных работников; доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности; социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты); доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях; выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам; инвестиционный доход (доход от собственности держателей полисов); прочие денежные поступления.

Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной Интернет-торговли; расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; прочие расходы населения. К сбережениям населения относятся: прирост (уменьшение) сбережений на рублевых и валютных счетах в банках Российской Федерации и за рубежом; прирост (уменьшение) средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов; прирост (уменьшение) сбережений в ценных бумагах (включая векселя и долговые ценные бумаги); расходы на покупку недвижимости (включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом); прирост (уменьшение) наличных денег на руках у населения в рублях и в иностранной валюте в рублевом эквиваленте; прирост (уменьшение) прочих сбережений. Общий объем сбережений населения корректируется на величину финансовых обязательств (кредиты, ссуды) и на величину реализации финансовых активов (средств от продажи и погашения инвестиционных паев, от реализации долей участия в уставном капитале организаций и др.).

Потребительские расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной Интернет-торговли.

Среднедушевые денежные доходы/потребительские расходы на душу населения (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов/потребительских расходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций за год определяется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на 12.

В фонд заработной платы включаются начисленные работникам организаций суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Пособия, получаемые работниками из государственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и, соответственно, в среднемесячную заработную плату работников.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № ПР-1798 и поручения Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2012 г. № ОГ-П12-5559 ежеквартально проводится федеральное статистическое наблюдение численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки.

Представлена информация о среднемесячной заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности исчисленной в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами не являющимися работниками данной организации) на среднесписочную численность работников списочного состава и на 12 (количество месяцев в периоде).

Представлена информация о соотношении среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности), начиная с итогов за 2015 год, в соответствии с принятым Правительством Российской Федерации постановлением от 14 сентября 2015 г. № 973 “О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)”.

С более подробной информацией по этой теме можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте Росстата в рубрике “Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки”.

Информация о значении медианной заработной платы работников организаций подготовлена по данным обследований организаций всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства). Обследование проводится на выборочной основе с распространением данных на генеральную совокупность организаций.

Не учитывались работники, принятые и выбывшие в отчетном месяце, отсутствовавшие по болезни или уходу за больными, находившиеся в отпусках без сохранения заработной платы, внешние совместители и работники несписочного состава. В заработную плату работников не включались вознаграждения за год и другие выплаты, не носящие регулярный характер. Квартальные премии включались в размере, приходящемся на один месяц.

Начиная с 2007 г. обследование проводится один раз в два года.

Сведения о численности пенсионеров, среднем и реальном размере назначенных пенсий приводятся по состоянию на 1 января отчетного года.

К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации. Приводятся данные о пенсионерах, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средний размер назначенных пенсий определяется путем деления общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров.

Распределение общего объема денежных доходов по группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочных обследований домашних хозяйств, в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным годовых расчетов денежных доходов и расходов населения).

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

C 2013 г. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации” изменен порядок определения потребительской корзины и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания (в натуральных показателях), а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания), необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается Федеральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Наблюдение за уровнем потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по Перечню продуктов питания-представителей, включающему 42 наименования.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается в целом по Российской Федерации: Правительством Российской Федерации; начиная с IV квартала 2017 г. – Минтрудом России; и по субъектам Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ внесено дополнение к Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ, в соответствии с которым ежегодно устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. Данная величина устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, по субъектам Российской Федерации для определения социальной доплаты к пенсии – законом субъекта Российской Федерации.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации. Объем выборочной совокупности в целом по России составляет около 48,0 тыс. домашних хозяйств.

Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) и дневниковых записях о произведенных расходах, которые ведутся членами обследуемых домашних хозяйств. Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств, начиная с 1997 г., применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу. Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на федеральном и региональном уровнях (субъектов Российской Федерации).

Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений

искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.

С 2001 г. сбор и обработка статистической информации, характеризующей уровень и структуру потребительских расходов населения при проведении бюджетного обследования, производится с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ). Классификатор разработан Федеральной службой государственной статистики на основе Международной статистической классификации индивидуального потребления по целям – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), которая является одной из функциональных классификаций СНС и служит средством стандартного группирования затрат домашних хозяйств на личное потребление. В сборнике приводятся данные о составе потребительских расходов населения в группировках по разделам КИПЦ-ДХ.

Наличие потребительских товаров длительного пользования в домашних хозяйствах регистрируется по опросу по состоянию на конец года. Учитываются предметы, имеющиеся в домохозяйстве, независимо от того, куплены они, изготовлены непосредственно членами домохозяйства или получены бесплатно. Не считаются принадлежащими домохозяйству предметы, взятые напрокат или во временное пользование, а также неисправные предметы, не подлежащие ремонту.

Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения исчисляется как отношение числа легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, к численности постоянного населения на конец соответствующего года.

В объеме потребления населением основных продуктов питания учитываются:

мясо различных видов животных, субпродукты I и II категорий в натуре, мясопродукты (колбаса, мясокопчености, мясные и мясорастительные консервы, котлеты и т.п.) в пересчете на мясо, жиры животные пищевые в пересчете на жир-сырец;

молоко и молочные продукты (масло животное, сыр, брынза, сливки, сметана, творог, мороженое, молочные консервы, сухое молоко и т.п.) в пересчете на молоко;

яйца домашней птицы, яичный порошок и меланж в пересчете на яйца;

сахар;

растительное масло;

мука, крупа, зерно в натуре, хлеб печеный и макаронные изделия в пересчете на муку;

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Учет жилищного фонда ведется по основным формам собственности:

частный – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

государственный – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

муниципальный – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназна-ченных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, рассчитывается делением общей площади всего жилищного фонда на конец года на численность постоянного населения на эту же дату.

В ряде случаев, в связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего порядок государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его государственного технического учета (включая техническую инвентаризацию), официальная статистическая информация о жилищном фонде с 2013 года формируется не по полному кругу единиц учета.

Семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях для получения жилых помещений и улучшения жилищных условий, учитываются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации

Субсидия – это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются адресным видом социальной помощи и предоставляются гражданам органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством) в виде скидки к начисленной сумме платежа за жилое помещение и коммунальные услуги или в виде денежной выплаты гражданину через банковские счета, организации связи или иным способом.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. - стр. 191.
Раздел: Уровень жизни населения