Методологические пояснения

Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению за наличный расчет товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он отражает фактическую выручку торговых организаций от продажи товаров населению, включая товары частично или полностью оплаченные органами социальной защиты. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и физическим лицам с оплатой по безналичному расчету, и оборот общественного питания.

Индекс физического объема оборота розничной торговли – относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Индивидуальные индексы отражают изменение объема продажи одного товара, общий (сводный) индекс физического объема оборота характеризует совокупные изменения товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот розничной торговли в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Оборот общественного питания – выручка от реализации собственной кулинарной продукции и покупных товаров, проданных населению для потребления главным образом на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, проданных (отпущенных): работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; на дом по заказам населения; отдельным категориям населения с частичной или полной оплатой органами социальной защиты; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других отраслей экономики, осуществляющим продажу населению товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания), или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий, вещевых, смешанных и продовольственных рынков, выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов, эти показатели досчитываются на объемы скрытой деятельности.

В оборот розничной торговли продовольственными товарами включается стоимость проданных населению продуктов питания и алкогольных напитков.

Данные по обороту розничной торговли за 1999-2002 гг. уточнены по итогам обследований субъектов малого предпринимательства.

Оборот оптовой торговли представляет собой стоимость отгруженных товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов показатель оборота оптовой торговли досчитывается на объемы скрытой деятельности.

Динамику оборота оптовой торговли характеризуют индексы физического объема, которые определяются путем сопоставления величины оборота за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах.

Данные о ввозе (вывозе) продукции (товаров) по регионам Российской Федерации приводятся по крупным и средним организациям. Данные о ввозе-вывозе по автономным округам могут превышать данные по субъектам Российской Федерации, в которые они входят, за счет ввоза (вывоза) отдельных видов продукции (товаров) на (с) территорию(и) соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг, оказанных резидентами Российской экономики. В объеме платных услуг населению учитывается экспорт услуг и не учитывается их импорт. Статистически данный показатель измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению крупными и средними организациями и малыми предприятиями, некорпоративными предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

Оценка общего объема платных услуг населению с учетом скрытой и неформальной деятельности производится органами государственной статистики с 1990 г., в разрезе видов услуг – с 1993 г.

Платные услуги населению включают: бытовые, транспортные, услуги связи, жилищные, коммунальные, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги системы образования, культуры, туристские, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера и другие.

Сведения по автономным образованиям включены в данные по краю и областям, в состав которых они входят.

Регионы России. Социально-экономические показатели, 2004: Стат.сб./Росстат. - М., 2004. - стр. 768.
Раздел: Торговля и услуги населению