Методологические пояснения

Обследование деловой активности направлено на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, степени адаптации к механизмам хозяйствования, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их предпринимательскую деятельность.

Программа обследования гармонизирована с соответствующими подходами, принятыми в странах ОЭСР, и базируется на международной практике измерения деловой активности. Она предусматривает выявление мнений руководителей организаций, оказывающих услуги, о сложившемся в обследованном периоде состоянии и изменениях деятельности возглавляемых ими структур, а также об их ожиданиях на краткосрочную перспективу.

Оценка текущего положения в организациях основывается на сопоставлении фактического и «нормального» уровней деловой активности. При оценке изменения показателей во времени используются следующие критерии: «увеличение» («улучшение»), «без изменений», «уменьшение» («ухудшение»). Результаты обследования обобщаются в виде балансов мнений, определяемых разностью долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом», а также разностью долей респондентов, оценивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в обследуемом периоде («нормальный уровень» – допустимый, обычный, достаточный в сложившихся условиях деятельности в период обследования).

На основе балансов мнений рассчитывается композитный индикатор, отражающий обобщенное мнение респондентов о состоянии делового климата в организациях сферы услуг – индекс предпринимательской уверенности. В соответствии с международной практикой, указанный индекс рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения экономической ситуации и спроса на услуги в обследуемом периоде по сравнению с предыдущим, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем периоде; в процентах.

Информация формируется по данным выборочного обследования 5,5 тыс. организаций сферы услуг всех форм собственности, в том числе 2,7 тыс. малых предприятий (кроме микропредприятий).

Платное обслуживание населения в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017. - стр. 80.
Раздел: Деловая активность в сфере услуг 1)