Введение

В 1997 году исполнилось сто лет со дня первой в истории страны Всеобщей переписи населения. Этому событию посвящается сборник “Население России за 100 лет (1897-1997)”. В нем на основании материалов, накопленных государственной статистикой за минувшее столетие, представлена наиболее полная и продолжительная динамика численности и состава населения и основных демографических показателей.

История населения - это история общества. Изменения в численности населения и его составе, а также в тех демографических процессах, которые обусловливают эти изменения, отражают сложные, иногда противоречивые, а порой трагические события в жизни стран и населяющих их народов.

В истории человечества XX век стал временем глубоких перемен в экономике, политике, культуре, образе жизни людей, во всех сферах общественной жизни.

В России социально-экономические перемены были особенно значительными. В первой четверти века страна пережила три революции, первую мировую и гражданскую войны, голод и разруху, во второй четверти и в середине века - репрессии и коллективизацию, вторую мировую войну и трудности восстановления разрушенного хозяйства. Вызванные всем этим людские потери были огромными, особенно в результате голода 1933 года и войн 1939-1945 годов.

История населения - это в то же время и история демографической статистики. Российская демографическая статистика прошла длительный путь становления и развития, обусловленный особенностями социально-экономического уклада России.

На протяжении более полутора веков главным основанием исчисления населения в России служили ревизии. Прямая цель ревизий состояла в учете податных сословий населения (только тех, которые подлежали обложению налогами). Таких ревизий было проведено десять: первая - в 1719, последняя - в 1858 году.

С середины 1860-х годов под влиянием насущных потребностей экономического развития стали проводиться "однодневные" переписи населения в городах (до первой мировой войны их было не менее 200), а земства некоторых губерний проводили подворные переписи крестьянского населения.

Однако данные о населении, получаемые таким образом, не удовлетворяли требования статистики, касающиеся тех или иных признаков населения, нужных для государственных обоснований и научных исследований. Необходимо было проведение полной всеобщей переписи населения Империи.

Первая Всеобщая перепись населения современного типа состоялась, после многолетних настояний прогрессивных российских ученых-статистиков, в 1897 году.

Особая заслуга в ее подготовке и проведении принадлежит знаменитому русскому географу и статистику П.П.Семенову-Тян-Шанскому, который с 1863 по 1882 годы возглавлял Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел и долгие годы являлся председателем Статистического совета при Министерстве внутренних дел.

Проект всероссийской переписи населения обсуждался на созванном по инициативе П.П.Семенова в 1870 году первом Всероссийском съезде статистиков, в 1872 году - на VIII сессии Международного статистического конгресса. В июне 1895 года окончательный проект переписи был утвержден Николаем II.

Перепись проводилась по состоянию на “раннее утро” 9 февраля (28 января по старому стилю) 1897 года. В городах применялся метод самосчисления, а в сельской местности - метод опроса населения. Наряду с оплачиваемыми счетчиками привлекались бесплатные, специально для которых была введена медаль “За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года”. Среди них был и Антон Павлович Чехов.

Единицей наблюдения было хозяйство, на которое и составлялся переписной лист, содержащий 14 пунктов. Программа переписи включала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачное состояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие. Проведенная перепись впервые дала возможность получить относительно полные данные обо всем населении тогдашней России, что позволяет считать ее важной вехой в накоплении знаний о населении страны и рассматривать как начало нового, современного периода истории российской статистики населения.

Следующая перепись населения намечалась на 1915 год, однако так и не состоялась из-за начавшейся войны. Проведенная в 1916 году сельскохозяйственная перепись оказалась неудачной. В августе-сентябре 1917 года были проведены сельскохозяйственная и городская переписи, которые также не позволили получить сколько-нибудь достоверных и полных сведений о населении.

При переписи 1920 года, проходившей в трудных условиях гражданской войны и интервенции, были получены сведения лишь примерно о трех четвертях жителей страны. В марте 1923 года была проведена перепись городского населения.

В декабре 1926 года состоялась первая Всесоюзная перепись населения, которая была спроектирована на высоком по тому времени уровне и осуществлена опытными специалистами, вышедшими в основном из земской статистики. Подробные материалы этой переписи были опубликованы, и она до сих пор остается образцовой в истории отечественной статистики как по методологии, так и по представлению результатов.

Вторая Всесоюзная перепись первоначально намечалась на 1933 год. Однако голод, вызванный коллективизацией, привел к демографической катастрофе, которую тщательно скрывали. Поэтому перепись неоднократно переносилась и была проведена только в январе 1937 года. Хотя ее проект, подготовленный статистиками-профессионалами, был сокращен и искажен Сталиным, перепись прошла успешно. Однако результаты ее оказались гораздо меньше публиковавшихся перед этим оценок населения, что дало повод объявить перепись дефектной и подвергнуть репрессиям не только ее руководителей, но и многих статистиков по всей стране.

В январе 1939 года была проведена еще одна перепись, на этот раз объявленная точной. Однако, как теперь установлено по архивным материалам, новые ее руководители, опасаясь репрессий, намеренно преувеличили полученную в результате переписи численность населения.

Следующая перепись населения в СССР состоялась только спустя 20 лет - в 1959 году. Одной из причин затяжки было нежелание показывать истинные масштабы людских потерь, поскольку довоенная численность населения страны восстановилась только в 1955 году.

С тех пор переписи становятся регулярными. Следующие были проведены в 1970, 1979 и 1989 годах.

С середины 1960-х годов ЦСУ СССР начинает проводить небольшого масштаба выборочные обследования доходов и жилищных условий семей рабочих, служащих и колхозников. Обширная часть их программ посвящалась получению демографических данных. Опыт этих обследований дал возможность провести в 1985 году микроперепись большего масштаба, охватившую около 5 процентов населения. Вторая пятипроцентная микроперепись была проведена в феврале 1994 года, уже в новой России. Данные микропереписей не генерализовались (т.е. не распространялись на все население) и в сборнике не приводятся.

Перемены, происшедшие в стране за последние годы, значительно повлияли на население и демографические процессы. Сейчас потребность в новой переписи стала особенно насущной, и российская статистика готовится провести ее в ноябре 1999 года. Итоги предстоящей переписи дадут возможность получить развернутую картину социально-демографических изменений, произошедших в стране за последнее десятилетие в ходе политических и экономических преобразований.

Важным источником демографических сведений является текущий учет естественного движения населения - рождений и смертей.

В конце XIX и начале XX веков сведения о рождениях и смертях, а также браках основывались на учете не самих событий, а религиозных обрядов крещения, венчания и погребения, которые вели местные священнослужители. Основной недостаток церковной регистрации заключался в том, что при этом не учитывались умершие до крещения и погребенные не по православному обряду. Наиболее достоверными считались сведения о лицах христианского вероисповедания. Хотя на рубеже веков и в начале XX столетия эти данные сравнительно широко публиковались Центральным статистическим комитетом МВД Российской империи, их можно считать более или менее полными лишь для 50 губерний Европейской России.

В конце 1917 года, после отделения церкви от государства, церковная регистрация была заменена гражданской, а регистрация демографических событий и ведение записи актов гражданского состояния возложены на местные органы власти. Однако регистрация родившихся и умерших была неполной на значительной части Азиатской России (в отдельных губерниях Сибири, в Средней Азии), особенно в сельской местности.

Текущий учет естественного движения населения начал постепенно налаживаться в конце 1920-х годов, когда регистрация актов гражданского состояния была возложена на сельские Советы и исполкомы городских Советов. Но улучшался учет медленно: многие загсы предоставляли данные с опозданием или не представляли их вообще.

К 1939 году удалось добиться представления сведений всеми загсами. Однако это еще не означало полноты охвата регистрацией рождений и смертей каждым загсом на подведомственной ему территории. Регулярных проверок качества учета в то время не проводилось.

Особенно трудным было восстановление регистрации демографических событий в первые послевоенные годы. Большую роль сыграли в этом проверки полноты учета рождений и смертей, систематически проводившиеся ЦСУ СССР начиная с 1948 года.

Еще более сложным было становление текущего учета миграции.

На протяжении современной истории России на изменение численности и размещения ее населения оказывали воздействие огромные миграционные потоки: в конце XIX века это было переселение в Сибирь и колонизация окраин Империи, в дальнейшем - войны, массовые депортации народов, эвакуация на Восток во время войны 1941-1945 годов, миграционные потоки после окончания войны, демобилизация армии и реэвакуация гражданского населения, не говоря уже о миграции между селом и городом, а также значительная эмиграция в первые послереволюционные годы.

С конца прошлого века до 1920-х годов миграция учитывалась путем регистрации переселенцев в главных пунктах их следования в многоземельные восточные районы. Позже вместо такой регистрации была введена отчетность исполкомов местных Советов об отправке переселенцев, а колхозов - об их прибытии и трудоустройстве. Однако эти сведения охватывали далеко не всех мигрантов.

Неслучайно поэтому вопросы о месте рождения или о продолжительности проживания включались, в той или иной формулировке, в программы почти всех первых переписей населения, в том числе и в программу отвергнутого проекта переписи 1937 года.

Позднее вопрос о продолжительности проживания (годе, с которого здесь живет) был включен в программы переписей 1970 и 1979 годов. Программа переписи 1989 года была дополнена, кроме того, вопросами о месте рождения и о типе поселения (городское или сельское), в котором до переезда сюда жил опрашиваемый.

С 1932 года, с возрождением паспортной системы и института прописки (т.е. получения разрешения на проживание в данном населенном пункте), текущий учет прибывающих на жительство и выбывающих в другие населенные пункты стал осуществляться сначала в крупных, а затем во всех городах и поселках городского типа, а также в сельских населенных пунктах некоторых территорий. С 1953 года таким учетом охвачена уже вся сельская местность. Однако получаемые сведения не давали достаточно полного представления о миграции.

С 1950-х годов учет миграции производится на основании специальных статистических талонов к адресным листкам выбытия и прибытия, которые заполняются при перемене места постоянного жительства паспортными службами милиции.

После отмены прописки и замены ее с 1993 года регистрацией по месту жительства прежний порядок учета миграции практически сохранился. Строго говоря, при нем учитывается не число мигрантов, а число случаев перемены места жительства, поскольку человек может менять его не один раз в год. Однако таких случаев относительно немного и этой условностью обычно пренебрегают.

В годы между переписями численность населения оценивается на основании данных текущего учета рождений, смертей и случаев миграции.

Основой для расчетов численности служили в большинстве случаев результаты переписей населения. К данным последней переписи (пересчитанным по состоянию на 1 января) или предыдущей оценки числа жителей той или иной территории прибавляются числа родившихся и прибывших в течение года и вычитаются числа умерших или выбывших, что дает оценку численности населения на начало следующего года.

При таком расчете предполагается, что имеются достаточно достоверные данные по каждому из компонентов расчета. Однако, как видно из краткого описания истории становления демографической статистики в стране, для дореволюционного периода и практически для всей первой половины XX века не было достаточно точных сведений едва ли не по всем слагаемым такого расчета. Достоверными полученные оценки могут считаться только после переписи 1959 года.

Каждая оценка требовала тщательного анализа исходных данных и во многих случаях кропотливых вычислений. Так, для 1940 года оценка рассчитывалась путем добавления к данным переписи 1939 года естественного прироста (разности чисел родившихся и умерших) за 1939 год. Для 1950 года оценка была получена "обратным счетом" от переписи 1959 года с использованием всех имевшихся в то время источников данных: административного учета, списков на получение продовольственных карточек, списков избирателей и других материалов.

* * *

Определенная несопоставимость приведенных в сборнике динамических рядов связана с изменением границ России и различиями методологического характера.

На протяжении столетия менялось не только название государства, менялись его внешние границы, а также границы регионов России.

В конце прошлого века Россией, а с марта 1917 по январь 1918 года - Российской Советской Республикой - называли всю Российскую Империю. Затем - до конца 1991 года - было принято название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), а после распада бывшего СССР в конце 1991 года - Российская Федерация.

После образования СССР (в декабре 1922 года) изменения внешних границ территории России происходили: в 1924-1925 годах в связи с национально-государственным размежеванием советских республик Средней Азии, в составе РСФСР была создана Кара-Киргизская автономная область; в 1924-1926 годах Белорусской ССР был передан ряд территорий, населенных преимущественно белорусами; в декабре 1936 года выделились из состава РСФСР Казахская и Киргизская АССР; после советско-финляндской войны 1939-1940 годов Карельский перешеек с г. Выборгом был включен в Ленинградскую область. Часть отошедшей по договору территории была передана Карельской АССР, которая в марте 1940 года была преобразована в Карело-Финскую ССР и вышла из состава РСФСР, в 1956 году была вновь преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР (в настоящее время Республика Карелия).

В октябре 1944 года в состав Российской Федерации вошла Тувинская Народная Республика на правах автономной области (в настоящее время - Республика Тыва). В 1945-1946 годах России были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова, отошел г.Кенигсберг (ныне Калининград) с прилегающей к нему территорией. В 1954 году Крымская область перешла в состав Украины.

В настоящее время Российская Федерация объединяет 89 административно-территориальных единиц - субъектов Федерации (далее называемых регионами). Это - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Они сгруппированы в таблицах сборника по 11 экономико-географическим районам, расположенным в порядке с северо-запада на юго-восток.

Все данные по Российской Федерации приводятся в сборнике в ее современных границах. Немногочисленные исключения, связанные с отсутствием сопоставимых данных или их недостоверностью, в каждом случае оговариваются в примечаниях к таблицам.

Сведения о рождениях и смертях по регионам, начиная с 1960 года, приводятся в сборнике в современных границах каждого из них; данные о миграции - в границах регионов на соответствующие годы.

Определенная несопоставимость данных возможна в результате различий в методологии учета, в его программах, в программах статистической разработки материалов учета, а также в связи с изменениями в законодательстве.

Так, на протяжении рассматриваемого периода неоднократно менялись критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским. Они окончательно утвердились только после переписи 1959 года. К этому следует добавить, что накануне переписей как 1937, так и 1939 годов, результаты которых должны были проиллюстрировать успехи индустриализации, многие сельские населенные пункты срочно преобразовывались в городские поселения.

Деление населения на городское и сельское приведено в сборнике в соответствии с критериями, существовавшими на момент каждой переписи.

Другим источником неполной сопоставимости могут быть различия в категориях населения.

В статистике различают две категории населения - наличное и постоянное. К наличному населению относятся лица, находящиеся на момент переписи на данной территории, включая временно проживающих. К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на момент переписи.

В разные годы показатели рассчитывались для разных категорий населения, о чем указано в пояснениях к таблицам.

Со временем менялись также программы учета и разработки, а также порядок группировки собранных данных.

Из-за этого, в частности, нет сопоставимых рядов данных о распределении населения по брачному состоянию. Четыре категории брачного состояния (никогда не состоявшие в браке, состоящие в браке, вдовые, разведенные и разошедшиеся) выделялись при опросе и разработке только в переписях 1926, 1979 и 1989 годов; в переписях 1937, 1939, 1959 и 1970 годов учитывались только две категории: состоящие в браке и не состоящие в браке на момент переписи.

Другие причины несопоставимости, там, где это известно, оговорены в пояснениях к таблицам.

За период между переписями населения в данных текущего учета неизбежно накапливаются погрешности. Поэтому после очередной переписи некоторые показатели - текущие оценки численности населения и данные учета родившихся и умерших (соответственно также общие коэффициенты рождаемости и смертности) за годы после предыдущей переписи пересчитываются, чтобы обеспечить согласованность всех компонентов изменения численности и возрастно-полового состава населения за этот период.

Кроме того, с 1959 года в случаях изменения границ того или иного региона основные демографические показатели для этого региона при каждом изменении пересчитывались в новых его границах.

В силу этих причин приведенные в сборнике данные в некоторых случаях отличаются от опубликованных ранее.