Методологические пояснения

ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ

Финансовый счет – это последний счет в полной последовательности счетов СНС, которые отражают операции между институциональными единицами, поэтому он не имеет балансирующей статьи, которая переносилась бы в другой счет. В данном счете показывается, как чистое кредитование или чистое заимствование осуществляются посредством изменений в имеющихся финансовых активах и обязательствах. Сальдо этих изменений теоретически равно по величине балансирующей статье счета операций с капиталом. Идентичность между балансирующей статьей счета операций с капиталом и сальдо финансового счета является важной особенностью системы счетов в целом. Концептуальное тождество этих показателей обеспечивает возможность проверки числовой согласованности системы счетов в целом, хотя на практике упомянутые балансирующие статьи могут различаться вследствие ошибок измерения показателей (СНС2008: 10.29).

В финансовом счете отражаются операции с финансовыми активами и обязательствами, которые осуществляются между институциональными единицами, являющимися резидентами данной страны, и между институциональными единицами-резидентами и остальным миром (СНС-2008: 11.2). При совершении финансовой операции одновременно создается или ликвидируется финансовый актив и соответствующее обязательство у единицы контрагента или изменяется собственник финансового актива.

Финансовый счет позволяет увязать финансовые результаты деятельности институциональных единиц с результатами деятельности, связанными с производством, образованием доходов, их распределением и перераспределением между институциональными единицами, использованием и сбережением этих доходов.

На левой стороне финансового счета отражается приобретение финансовых активов за вычетом их выбытия, на правой стороне счета отражается принятие обязательств за вычетом их погашения.

Финансовый счет симметричен - для активов и обязательств используется одна и та же классификация финансовых инструментов. Кроме того, та же классификация используется во всех счетах накопления для финансовых операций и в секторальных балансах финансовых активов и обязательств.

Методика формирования показателей финансового счета и балансов финансовых активов и обязательств СНС Российской Федерации.

Показатели финансового счета и балансов активов и обязательств СНС Российской Федерации формируются Банком России с использованием данных денежно-кредитной статистики, статистики внешнего сектора, статистики государственных финансов, годовой бухгалтерской отчетности организаций и данных форм федерального статистического наблюдения в разрезе видов экономической деятельности, а также базы данных по ценным бумагам.

Финансовые счета и балансы активов и обязательств СНС Российской Федерации формируются на основе таблиц “From-whom-to-whom” (таблиц “От кого-к-кому”), которые содержат детализированную информацию о взаимоотношениях кредитора и заемщика в разрезе финансовых инструментов. Такая методика формирования показателей позволяет обеспечить соответствие активов и обязательств по каждому инструменту. Кроме того, при формировании показателей финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств СНС Российской Федерации также составляются счета переоценки и других изменений в объеме активов СНС.

Финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств в Российской Федерации составляются на неконсолидированной основе, что подразумевает отсутствие взаимного погашения операций с активами и корреспондирующих с ними операций с обязательствами внутри одного институционального сектора.

В целях обеспечения точности показателей финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств СНС и минимизации расхождений по статье чистое кредитование/заимствование, ранее опубликованные данные могут быть пересмотрены. Показатели финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств СНС могут быть изменены при уточнении используемой информации, получении дополнительных источников, а также при изменении методологии и совершенствовании математических методов оценки показателей в рамках проводимой работы по гармонизации данных текущих счетов, счета операций с капиталом и финансового счета СНС и статистики государственных финансов.

Классификация финансовых инструментов.

Классификация финансовых инструментов (Таблица 1), используемая при формировании финансового счета и балансов финансовых активов и обязательств СНС Российской Федерации, соответствует перечню инструментов, представленному в СНС-2008 и в проекте Общероссийского классификатора финансовых активов (ОКФА), разрабатываемом совместно Росстатом, Банком России, Минэкономразвития России, Минфином России и Федеральным казначейством в целях выполнения Плана мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по развитию системы национальных счетов Российской Федерации, разработанного в соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова от 30 октября 2013 года №ИШ-П13-7806, утвержденного совместным приказом Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2014 №602/634/112н.

Классификация финансовых инструментов

   
Код Инструмент
F1 Монетарное золото и специальные права заимствования
F11 Монетарное золото
F12 Специальные права заимствования (СДР)
F2 Наличная валюта и депозиты
F21 Наличная валюта
F22+F29 Депозиты
F3 Долговые ценные бумаги
F4 Кредиты и займы
F5 Акции и прочие формы участия в капитале
F6 Страховые и пенсионные резервы
F8 Дебиторская/кредиторская задолженность

Монетарное золото (F.11, СНС-2008: 11.45) и специальные права заимствования (СДР, F.12, СНС-2008: 11.47) являются активами только органов денежно-кредитного регулирования (центрального банка). Монетарное золото является резервным активом центрального банка. При этом монетарное золото – единственный финансовый актив, который не является одновременно обязательством другой институциональной единицы.

СДР также является резервным активом центрального банка. Для каждого государства-члена Международного валютного фонда (МВФ) устанавливается квота, которая выражается в СДР. СДР подтверждают безусловное право государства-члена МВФ на обмен СДР на свободно используемые валюты. Стоимость СДР определяется на основании четырех ключевых международных валют. СДР могут приобретаться государствами для выполнения обязательств перед МВФ и продаваться для корректировки структуры международных резервов.

Наличная валюта и депозиты (F.2, СНС-2008: 11.50) включает в себя наличную валюту (F.21, СНС-2008: 11.52), денежные средства, кроме наличной валюты (F.22, СНС-2008: 11.54) и срочные депозиты, обязательные резервы кредитных организаций в Банке России и Резервную позицию в МВФ (F.29, СНС2008: 11.59). Наличная валюта включает в себя все банкноты и монеты, выпущенные центральными банками. Наличная валюта может являться обязательством только двух секторов – подсектора центрального банка (валюта Российской Федерации) и сектора остального мира (иностранная валюта). Наличная валюта может быть активом институциональных единиц любого сектора.

К инструменту “Депозиты” относятся банковские счета, депозиты (вклады) до востребования, чеки, аккредитивы, прочие платежные документы и прочие денежные средства, а также срочные депозиты, обязательные резервы кредитных организаций в Банке России и Резервная позиция в МВФ. Операции между кредитными организациями (включая банки-нерезиденты) как в части депозитов, так и в части кредитов, классифицируются в соответствие с СНС-2008 как депозиты (“Межбанковская позиция”, F.221, СНС-2008: 11.56). Депозиты могут являться обязательствами только единиц подсекторов “Центральный Банк” и “Кредитные организации” и сектора “Остальной мир”.

Долговые ценные бумаги (F.3, СНС-2008: 11.64) включают в себя облигации, векселя, сберегательные и депозитные сертификаты, ипотечные ценные бумаги, закладные, жилищные сертификаты, депозитарные расписки на облигации и другие долговые ценные бумаги. Долговые ценные бумаги обеспечивают их держателям право на получение предусмотренных в контракте объемов платежей на установленную дату. К операциям с долговыми ценными бумагами можно отнести их эмиссию, а также их погашение, покупку и продажу. В финансовых счетах и балансах активов и обязательств СНС Российской Федерации в качестве оценки стоимости долговых ценных бумаг используется их номинальная стоимость.

Кредиты и займы (F.4, СНС-2008:11.72) включают в себя долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, договоры РЕПО, финансовой аренды (лизинга), а также требования или обязательства по отношению к Международному валютному фонду (МВФ) в форме кредитов и займов и другие операции. Кредиты между двумя кредитными организациями классифицируются в соответствие с СНС-2008 как депозиты и не входят в состав инструмента “Кредиты и займы”.

Акции и прочие формы участия в капитале (F.5, СНС-2008:11.81) включают в себя акции, в том числе акции акционерных инвестиционных фондов, депозитарные расписки на акции, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и прочее участие в капитале. Акции и прочие формы участия в капитале представляют собой средства собственника в капитале институциональной единицы. Показатели финансового счета и балансов активов и обязательств СНС по данному инструменту по сектору “Государственное управление” сформированы на консолидированной основе. В этой связи обязательства единиц сектора “Государственное управление” по акциям и прочим формам участия в капитале отсутствуют. Акции, обращающиеся на организованных торгах, оцениваются по их биржевой стоимости. Стоимость акций, не обращающихся на организованных торгах, и стоимость организаций, не являющихся акционерными, оценивается на основе собственных средств организации по бухгалтерскому балансу. Стоимость инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда рассчитывается по данным стоимости чистых активов фонда.

Страховые и пенсионные резервы (F.6; СНС-2008:11.103) включают в себя страховые резервы по страхованию жизни, резервы по страхованию иному, чем страхование жизни, а также права на пенсионные и не пенсионные пособия. Страховые и пенсионные резервы являются обязательствами организаций подсекторов “Страховщики”, “Негосударственные пенсионные фонды” и сектора “Остальной мир” и активами участников программ страхования и пенсионного обеспечения.

Дебиторская/кредиторская задолженность (F.8, СНС-2008:11.126) включает в себя коммерческие кредиты и прочую дебиторскую/кредиторскую задолженность. Кроме того, в данный инструмент включаются данные о производных финансовых инструментах.

БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ

Баланс активов и пассивов – это таблица или система таблиц СНС, отражающая стоимость экономических активов и финансовых обязательств (пассивов), имеющихся у институциональной единицы, сектора или экономики в целом на начало (начальный баланс) и конец (заключительный баланс) периода.

Актив – это накопленный запас стоимости, приносящий экономическую выгоду или ряд экономических выгод экономическому собственнику актива как следствие владения им или использования его в течение некоторого периода времени.

Пассив – это финансовое обязательство, которое возникает, когда одна единица (дебитор) обязуется при определенных обстоятельствах произвести платеж или ряд платежей другой единице (кредитору).

Активы подразделяются на нефинансовые активы и финансовые активы.

Нефинансовые активы. Различают две категории нефинансовых активов: произведенные активы и непроизведенные активы.

Произведенные активы — это нефинансовые активы, которые возникли в результате процессов производства, попадающих под определение границ сферы производства в СНС. К ним относят основной капитал, материальные оборотные средства, ценности.

Основной капитал — это произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд либо для представления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

К основным фондам относятся здания и сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; культивируемые биологические ресурсы животного и растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию; объекты интеллектуальной собственности; расходы на улучшение земель и передачу прав собственности на непроизведенные активы; системы вооружения. Состав основных фондов определен Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

Текущая рыночная стоимость основных фондов (основного капитала) – это стоимость,по которой актив может быть реализован на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая достаточной информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Для расчета текущей рыночной стоимости запасов основных фондов (основного капитала) были использованы следующие подходы:

- затратный подход, т.е. оценка на основе определения затрат, необходимых для воспроизводства или замещения объекта оценки; данный подход предполагает оценку стоимости основных фондов путем аккумулирования и переоценки их приобретений за вычетом выбытий за время их срока службы и корректировки на такие изменения как потребление основного капитала. Разновидностью затратного подхода является метод непрерывной инвентаризации (МНИ);

- сравнительный подход, предусматривающий сравнение объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или предложений;

- доходный подход, предполагающий определение дисконтированных будущих экономических выгод, ожидаемых от данного актива.

При определении текущей рыночной стоимости нежилых зданий и сооружений применялся затратный подход; жилых зданий – сравнительный подход. При определении текущей рыночной стоимости машин и оборудования, транспортных средств используются все три подхода к оценке. При оценке транспортных средств дополнительно применялся метод непрерывной инвентаризации.

При определении текущей рыночной стоимости культивируемых ресурсов растительного происхождения использовались методы: МНИ и доходный, животного происхождения – сравнительный метод.

МНИ применялся также при определении текущей рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности и систем вооружения.

Официальная статистическая методология расчета текущей рыночной стоимости основных фондов по их видам, утверждена приказом Росстата от 16.04.2021 № 216, и размещена на сайте Росстата в разделе Методология и нормативно-справочная информация - Методологические разработки Росстата - Совершенствование методологии по отраслям - Экономическая статистика - Национальные счета- Баланс активов и пассивов и счета накопления.

Согласно методологии СНС, изменение текущей рыночной стоимости запасов основного капитала за отчетный год отражается на счетах накопления, к которым относятся:

- счет операций с капиталом;

- счет переоценки;

- счет других изменений в объеме основного капитала.

На счете операций с капиталом отражается валовое накопление основного капитала (ВНОК) и потребление основного капитала (ПОК). Разница между ВНОК и ПОК составляет чистое накопление основного капитала.

Валовое накопление основного капитала (ВНОК) определяется как общая стоимость приобретения производителем основного капитала (за вычетом его выбытия) в течение отчетного периода плюс некоторые расходы на услуги, которые увеличивают стоимость непроизведенных активов.

В основе расчета валового накопления основного капитала лежит показатель “инвестиций в основной капитал”, с учетом корректировок для приведения его в соответствие с концепцией СНС.В частности, инвестиции в основной капитал учитывают затраты на приобретение и выращивание рабочего, продуктивного и племенного скота, а валовое накопление основного капитала – изменение его стоимости, равное общей величине стоимости приобретения животных, включая выращивание для собственного использования, за вычетом стоимости выбытия. Выплаты процентов за кредит, учитываемые в составе инвестиций в основной капитал, по методологии СНС не включаются в валовое накопление основного капитала. Учитываются в валовом накоплении основного капитала стоимость музейных экспонатов, поступивших по импорту, за вычетом экспорта, и затраты на организацию и содержание заповедников и национальных парков.

Поскольку методология оценки валового накопления основного капитала концептуально связана с другими показателями СНС, при его оценке используется балансовый метод увязки ресурсов и использования. Так, затраты, связанные с приобретением объектов недвижимости конечным покупателем, а также затраты на геологоразведочные работы, учитываются в валовом накоплении основного капитала в размере выпуска услуг в соответствующих отраслях.

Расчет потребления основного капитала (ПОК) осуществлен методом непрерывной инвентаризации и основан на методологии, утвержденной приказом Росстата от 22.01.2021 № 21, (размещена на сайте Росстата по вышеуказанному адресу).

На счете переоценки отражаются изменения текущей рыночной стоимости основного капитала за отчетный год вследствие изменений цен на них за этот период. Эти изменения стоимости означают возникновение за отчетный период холдинговой прибыли (при снижении цен – убытка) у собственников основного капитала.

Расчет осуществлен в соответствии с методическими указаниями по построению счета переоценки в части основного капитала, утвержденными приказом Росстата от 21.05.2014 г. № 403 (размещены на сайте Росстата по вышеуказанному адресу).

На счете других изменений в объеме основного капитала отражаются изменения его стоимости, которые не связаны с операциями с капиталом и с изменением цен.

Расчет осуществлен в соответствии с методическими указаниями по построению счета других изменений в объеме основного капитала, утвержденными приказом Росстата от 21.05. 2014 г. № 403 (размещены на сайте Росстата по вышеуказанному адресу).

Ценности – это произведенные товары, которые не используются преимущественно в целях производства или потребления, но хранятся в течение некоторого периода времени в качестве запасов стоимости. Предполагается, что в течение длительного периода времени реальная стоимость этих товаров увеличится или, по крайней мере, не уменьшится, и что ценности не утратят своих физических свойств при нормальных условиях хранения.

В их составе учтены высокохудожественные ювелирные украшения, изготовленные из драгоценных камней и металлов и обладающие существенной и реализуемой стоимостью, предметы коллекционирования (признанные произведения искусства, антиквариат, коллекции монет, почтовых марок, книг, и т.д., имеющих признанную рыночную стоимость, когда они не предназначены на продажу), драгоценные металлы и камни, когда они не предназначаются для продажи или использования в качестве затрат на производство, не сохраняются в качестве монетарного золота или в качестве финансового актива в форме счетов неаллокированных металлов.

В настоящее время расчет стоимости музейных предметов и коллекций не производится.

Стоимостная оценка проводится в соответствии с официальной статистической методологией, утвержденной приказом Росстата от 27.12.2019 № 816 (размещена на сайте Росстата по вышеуказанному адресу).

Непроизведенные активы – это нефинансовые активы, которые возникли иным образом, нежели в результате процесса производства. К ним относят природные ресурсы, контракты, договоры аренды и лицензии, приобретенный гудвилл, маркетинговые активы.

Природные ресурсы – ресурсы естественного происхождения, которые имеют экономическую стоимость и в отношении которых установлены права собственности.

Минеральные и энергетические полезные ископаемые представляют собой запасы минералов и энергоносителей, расположенных на поверхности земли, включая запасы на дне моря, или под землей, которые являются экономически пригодными для использования с учетом существующей технологии и относительных цен и на которые установлены права собственности.

В их составе учтены коммерчески извлекаемые запасы следующих видов полезных ископаемых: нефть; газ; золото; медь; железная руда; уголь коксующийся, энергетический и бурый; алмазы в коренных месторождениях и в россыпях. Стоимостная оценка осуществлена доходным методом Минприроды России в соответствии с официальной статистической методологией утвержденной приказом министерства от 04.09.2018 № 413.

Некультивируемые биологические ресурсы – запасы биологических ресурсов растительного и животного происхождения, которые приносят продукцию как однократно, так и многократно, на которые установлены и обеспечены права собственности, но у которых естественный рост и воспроизводство не находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением институциональных единиц, и которые могут эксплуатироваться в экономических целях в настоящее время или в ближайшем будущем.

В составе объектов растительного происхождения учтены запасы ресурсов древесины, заготавливаемой в коммерческих целях в лесах, предназначенных для этих целей, расположенные в границах земель лесного фонда, в составе ресурсов животного происхождения - охотничьи ресурсы, которые в соответствии с федеральным законодательством и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты и для которых установлены нормативы допустимого изъятия. Стоимостная оценка осуществлена Минприроды России в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией утвержденной приказом министерства от 25.09.2018 № 448.

Водные ресурсы – поверхностные воды в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков; подземные воды, а именно, питьевые, технические, термальные (теплоэнергетические) и минеральные воды. Стоимостная оценка осуществляется методом апроприации в соответствии с официальной статистической методологией утвержденной приказом Минприроды от 23.12.2019 № 876.

Потребительские товары долговременного пользования – это товары, используемые домашними хозяйствами для конечного потребления многократно или непрерывно, в течение срока, составляющего (в нормальных условиях эксплуатации) год и более. Они являются справочным показателем к балансу активов и пассивов. Стоимость оценивается методом непрерывной инвентаризации в соответствии с официальной статистической методологией, утвержденной приказом Росстата от 07.09.2018 № 547 (размещена на сайте Росстата по вышеуказанному адресу).

Национальное богатство представляет совокупную стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых), находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, за вычетом их финансовых обязательств, как резидентам, так и нерезидентам.

Стоимость материальных оборотных средств, относящихся к произведенным нефинансовым активам, а также части непроизведенных нефинансовых активов (контрактов, договоров аренды и лицензий, приобретенного гудвилла и маркетинговых активов) и земли не учтена в составе баланса активов и пассивов, поскольку в настоящее время не осуществлена оценка данных активов по текущей рыночной стоимости.

СЧЕТА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СЕКТОРОВ

В соответствии с рекомендациями СНС национальные счета разрабатываются в разрезе институциональных секторов.

На основе адаптации общих принципов и критериев секторальной классификации СНС 2008 года к особенностям организации экономики России разработана и внедрена в информационную систему государственной статистики (ПС НСИ СМАД) Классификация институциональных единиц по секторам экономики (КИСЭ), Гармонизация КИСЭ с международными стандартами классификации институциональных секторов обеспечивает сопоставимость статистической информации на национальном и международных уровнях.

КИСЭ разработана с целью подразделения отечественной экономики на некоторое число групп хозяйствующих субъектов - резидентов страны, однородных с точки зрения функций, осуществляемых ими в экономике, а также источников финансирования их затрат. Эта классификация обеспечивает институциональный подход при формировании макроэкономических показателей, который позволяет подходить к изучаемым процессам не с точки зрения самого процесса (функциональный подход), а с точки зрения субъектов, их осуществляющих.

Практические подходы классифицирования институциональных единиц по секторам экономики состоят, прежде всего, в использовании действующих общероссийских классификаторов, в том числе: Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС). При этом производится комбинирование классификационных признаков, содержащихся в данных классификаторах. В тех случаях, когда информации, содержащейся в данных классификаторах, недостаточно для однозначного отнесения институциональной единицы к тому или иному сектору (подсектору) используются дополнительные критерии.

Для идентификации объектов сектора финансовых корпораций используются данные Банка России, содержащиеся в перечне организаций финансового сектора.

Охват сектора государственного управления согласован с Минфином России и Федеральным казначейством, что создает основу сопоставимости показателей СНС и Статистики государственных финансов.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 16.10.2018 № 781-ст КИСЭ в виде приложения включена в состав Общероссийского классификатора организационно-правовых форм.

В настоящее время осуществлено внедрение КИСЭ в статистическую практику, путем применения алгоритмов отнесения институциональных единиц к секторам/подсекторам экономики в АС ГС ОФНС (Автоматизированная система генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения). В результате этой работы проводятся статистические наблюдения в разрезе институциональных секторов.

В соответствии с КИСЭ выделяются следующие институциональные сектора экономики: нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, государственное управление, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В данной публикации институциональные сектора обозначены кодами в соответствии с КИСЭ.

Сектор нефинансовых корпораций (S.11) включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

Сектор финансовых корпораций (S.12) включает все корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность.

В состав сектора “Финансовые корпорации” включаются подсектора “Банк России” (S.121), “Кредитные организации” (S.122), “Инвестиционные фонды” (S.124), “Финансовые корпорации (посредники) прочие, кроме страховщиков и пенсионных фондов, и вспомогательные финансовые организации” (S.125), “Страховщики” (S.128) и “Негосударственные пенсионные фонды” (S.129).

Сектор государственного управления (S.13) объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

- принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

- перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

В сектор государственного управления входят:

-главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств; федеральные бюджетные учреждения; федеральные автономные учреждения; иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; государственная корпорация Российской Федерации “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”; государственная компания “Российские автомобильные дороги”;

-главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств; государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации; государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации; иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

-главные администраторы доходов бюджетов муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств; муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований; муниципальные автономные учреждения муниципальных образований; иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований;

-внебюджетные фонды и подведомственные им получатели бюджетных средств (Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации).

Институциональные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджетов всех уровней, а также за счет приносящей доход деятельности. В состав показателей сектора государственного управления, включены итоги экономической деятельности, осуществляемой за счет всех видов финансового обеспечения: бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности, субсидий на выполнение государственного задания и иные цели, средств ОМС.

Сектор домашних хозяйств (S.14) представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования, в том числе в рамках некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам. С точки зрения производства в сектор домашних хозяйств входят индивидуальные предприниматели и др. физические лица, осуществляющие производственную деятельность в границах производства, принятых в СНС.

В функции сектора домашних хозяйств включается также участие в производстве других институциональных секторов в качестве работающих по найму.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (S.15) (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций.

Для отражения операций с единицами-нерезидентами разрабатываются счета “Остального мира”. “Остальной мир” объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические отношения с единицами-резидентами. В состав “Остального мира” включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

В сборнике представлены счета по институциональным секторам за 2013-2019 годы. Данные за 2019 г. публикуются впервые. Счета за 2018г. актуализированы по сравнению с предыдущей публикацией в результате пересмотра динамического ряда ВВП в марте 2021 года, актуализации исходной информации.

Для построения счетов сектора “Нефинансовые корпорации” используются данные федерального статистического наблюдения по ф. № 1-предприятие “Основные сведения о деятельности организации”, данные бухгалтерского баланса, платежного баланса.

Для составления счетов сектора “Финансовые корпорации” используются показатели, разрабатываемые Банком России, данные федерального статистического наблюдения за деятельностью страховых организаций, информация о деятельности негосударственных пенсионных фондов и др.

В качестве информационной базы для расчетов по сектору “Государственное управление” используются данные Отчета об исполнении бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов), данные бюджетной (бухгалтерской) отчетности, федерального статистического наблюдения за деятельностью внебюджетных фондов, данные Федеральной налоговой службы, данные платежного баланса и др.

Для составления счетов сектора “Домашние хозяйства” используются итоги федерального статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей (по данным за 2015 годы проводилось сплошное обследование, по данным за остальные годы – выборочные), данные статистики труда о начисленной заработной плате, данные внебюджетных фондов и Отчета об исполнении бюджета о полученных трансфертах и выплаченных налогах, данные платежного баланса об оплате труда, гуманитарной помощи, текущих и капитальных трансфертах, данные банков о процентах по депозитам и потребительскому кредиту, данные статистики торговли и услуг об обороте розничной торговли и объеме платных услуг населению, данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств и др. информация.

Счета сектора “Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства” построены на основе данных специального выборочного обследования некоммерческих организаций, которое охватывает общественные и религиозные организации, общественные движения, негосударственные фонды и др. организации, оказывающие услуги домашним хозяйствам и финансирующиеся, главным образом, за счет взносов, пожертвований и т.п.

Счета “Остального мира” строятся на основе данных платежного баланса, разрабатываемого Банком России. Для пересчета данных платежного баланса, выраженных в долларах США, в рубли используются квартальные данные Банка России о среднем номинальном курсе доллара США к российскому рублю.

Увязка между собой показателей счетов каждого из институциональных секторов приведена в интегрированной таблице национальных счетов, отражающей основные стоимостные межсекторальные потоки в экономике.

Интегрированная таблица национальных счетов построена в соответствии со стандартами СНС. Каждая графа таблицы соответствует одному из институциональных секторов, для которых она разрабатывается, причем все графы дублируются, т.е. для каждого из секторов строятся как показатели ресурсов, так и показатели использования. В правой части таблицы отражены ресурсы по каждому из показателей, в левой – их использование. Исключением являются показатели счета товаров и услуг, показатели ресурсов и использования которого расположены наоборот.

В центре таблицы сверху вниз последовательно представлены основные экономические операции и балансирующие статьи, соответствующие каждому счету. При этом каждая балансирующая статья в виде соответствующего показателя отражена в таблице только один раз и относится как к части использования одного счета, так и одновременно к ресурсам счета, следующего за ним. Для удобства чтения таблицы показатели ресурсов и использования, относящиеся к одному и тому же счету, выделены одним цветом.

Данные в интегрированных таблицах могут несколько не совпадать с аналогичными показателями в других таблицах сборника за счет округления до целых значений.

ОТРАСЛЕВЫЕ СЧЕТА

В данном разделе представлены годовые показатели ВВП за 2013-2020 гг.

Счета производства и образования доходов разрабатываются в структуре Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

В соответствии с действующей методикой основной вид деятельности хозяйствующей единицы определяется на уровне низшей позиции классификации. Ведение самостоятельного учета затрат на производство продукции, численности занятых, фондов по каждому виду деятельности, которым занимается предприятие, не осуществляется. В этих условиях при построении показателей счетов производства применяется институциональный подход, при котором единицей учета отрасли выступает предприятие. Отрасль в этом случае представляет собой совокупность предприятий, сгруппированных по основному виду деятельности по ОКВЭД.

Построение счетов производства осуществляется по институциональным секторам экономики:

Расчет выпуска по всем институциональным секторам осуществляется посредством составления матриц, характеризующих формирование выпуска рыночными и нерыночными производителями.

Общая схема матрицы выпуска приводится ниже.

Выпуск продукции

Коды ОКВЭД Выпуск институциональной единицы по кодам ОКВЭД Выпуск продукции
Сельское хозяйство (А) Рыболовство

(В)

Обрабатывающие пр-ва (D)
Сельскохозяйственная продукция

 

 

 

Продукция рыболовства, рыбоводства

 

 

Продукция обрабатывающих производств

 

 

 

 

 

 

Выпуск институциональной единицы

Подлежащее данной матрицы характеризует виды продукции, которые производят предприятия, сказуемое – отрасли экономики, представляющие собой совокупность предприятий, сгруппированных по основному виду деятельности в классификации ОКВЭД.

Каждая строка таблицы отражает, в какой отрасли производятся товары и услуги, сгруппированные по видам экономической деятельности. Иными словами, каждая строка этой таблицы характеризует структуру формирования ресурсов товаров и услуг, произведенных предприятиями различных отраслей, осуществляющих однородный вид деятельности, независимо от того, является этот вид деятельности основным или вторичным. Например, по строке “продукция обрабатывающих производств” отражается выпуск товаров, произведенных в результате переработки сырья и материалов независимо от того, как себя классифицирует предприятие.

Каждый столбец матрицы характеризует структуру производства товаров и услуг, которое осуществляют предприятия, сгруппированные по основному виду деятельности по ОКВЭД.

Итоги по столбцам характеризуют выпуски отраслей по кодам ОКВЭД, итоги по строкам – выпуск товаров и услуг по группам кодов ОКВЭД.

В счете производства отражаются выпуски отраслей, то есть итоги, сформированные по столбцам.

Основным информационным источником для расчета выпуска по сектору нефинансовых корпораций являются данные структурного обследования по форме федерального государственного статистического наблюдения №1-предприятие (годовая) “Основные сведения о деятельности предприятия”, форма № ПМ “Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия”, бухгалтерская отчетность и другие формы статистической и ведомственной отчетности.

Бухгалтерский учет предусматривает учет затрат на производство и реализацию продукции только по предприятию в целом, поэтому расчет показателей промежуточного потребления основывается на учете расходов предприятий на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и пр., оплаты услуг сторонних организаций, арендной платы и других расходов и изменения остатков производственных запасов.

Для сектора нефинансовых корпораций источником информации для оценки промежуточного потребления является форма №1-предприятие.

Расчет выпуска и промежуточного потребления для сектора государственного управления производится по следующим группам институциональных единиц:

- бюджетные единицы;

- внебюджетные единицы.

Выпуск и промежуточное потребление бюджетных единиц определяется на основе данных Отчета об исполнении бюджета Российской Федерации (федерального, субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов) с помощью переходных ключей от бюджетной классификации расходов к показателям СНС по отраслям экономики. Для оценки выпуска и промежуточного потребления государственных внебюджетных фондов используются также данные форм федерального государственного статистического наблюдения № 9-ф (ПФ) “Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации”, №9-Ф (СС) “Сведения о поступлении и расходовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации”, №9-ф (ОМС) “Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования”.

В качестве информационного источника для формирования показателей внебюджетных единиц используется бюджетная отчетность об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности.

Расчет выпуска и промежуточного потребления сектора финансовых корпораций осуществляется на основе данных Банка России, данных формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-ск “Сведения о деятельности страховой организации”, другой статистической информации.

Выпуск и промежуточное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), в классификации ОКВЭД определяются на основе данных единовременных выборочных обследований НКООДХ по форме №1-НКО “Сведения о деятельности некоммерческой организации”.

Для оценки выпуска и промежуточного потребления сектора домашних хозяйств используются данные статистических наблюдений за деятельностью индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственной переписи, выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, обследований домашних хозяйств по проблемам занятости и др. источники, характеризующие производственную деятельность домашних хозяйств.

Разработка показателя “оплата труда наемных работников” по отраслям по сектору нефинансовых корпораций осуществляется на основе данных структурного обследования предприятий (форма статистического наблюдения № 1-предприятие, используемая в счетах производства). Для других институциональных секторов экономики при разработке этого показателя в отраслевой структуре используются данные Банка России, Отчета об исполнении бюджета Российской Федерации, обследования некоммерческих организаций и др.

Учитывая пожелания пользователей, рекомендации международных организаций и международного проекта KLEMS, данные счета производства и образования доходов публикуются не только по разделам ОКВЭД, но и дополнительно по 61 позиции ОКВЭД (см. Приложение 4).

Этот перечень в основном ориентирован на классы ОКВЭД. Кроме того, в него включены дополнительные виды деятельности, которые являются наиболее чувствительными к изменению квалификации рабочей силы и внедрению информационных технологий.

Корректировка валовой добавленной стоимости на экономические операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами

В целях обеспечения полноты охвата в учете экономических операций, совершаемых на различных стадиях воспроизводственного процесса, при расчете показателей национальных счетов учитываются экономические операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами.

Экономические операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, подразделяются на следующие группы: теневые, в неформальном секторе, незаконные, а также осуществляемые домашними хозяйствами для их собственного конечного использования.

Теневое (скрытое) производство определяется теми видами деятельности, которые являются законными, но намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов или следования законодательным нормам (теневые операции юридических лиц).

Производство неформального сектора представляет собой производственную деятельность, осуществляемую некорпорированными предприятиями сектора домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и/или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство.

Незаконное производство определяется видами деятельности, в процессе которых производятся товары и услуги, запрещенные законом, или которые являются незаконными, если они осуществляются производителями без получения соответствующего разрешения (в российской практике пока не учитываются).

Производство домашних хозяйств для собственного конечного использования представляет собой производственную деятельность, в результате которой домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги.

Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых методов и экспертных оценок.

В российской практике результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются.

ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА

Валовой внутренний продукт с точки зрения использования включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; валовое накопление основного капитала, ценностей, изменение запасов материальных оборотных средств; чистый экспорт (экспорт за вычетом импорта).

Компоненты использования ВВП разрабатываются на основе соответствующих стандартных классификаций (приведены в Приложении 2 и Приложении 3).

Итоги распределения конечного потребления домашних хозяйств по Классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ), публикуются по данным за 2013-2019 годы.

Классификация КИПЦ разработана на основе функциональной классификации Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), соответствующей СНС, и имеет 5 уровней классификационного деления: разделы, группы, классы, категории, виды.

Код каждого последующего уровня КИПЦ образуется добавлением одной значащей цифры на соответствующем разряде кода. При этом 5 разрядов кода соответствуют международному классификатору COICOP, а на уровне шестого разряда кода учитывается национальная специфика потребления домашних хозяйств.

Распределение конечного потребления домашних хозяйств по классификационным группировкам КИПЦ базируется на результатах разработки базовых таблиц "Затраты-выпуск" за 2011 год, 2016 годы, а также таблиц ресурсов и использования товаров и услуг за 2013, 2014, 2015, 2017, 2018 годы. При решении проблемы формирования конечного потребления по КИПЦ они выступили в качестве инструмента для перехода от структуры ОКПД (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) к структуре КИПЦ.

Для разработки показателей конечного потребления домашних хозяйств по классификационным группировкам КИПЦ (477 позиций) используется вся имеющаяся информация: данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств о расходах на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг; данные об обороте розничной торговли и общественного питания; данные об объеме платных услуг населению; итоги балансов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения; данные о гуманитарной помощи, полученной из других стран.

Переоценка в постоянные цены конечного потребления домашних хозяйств выполняется отдельно по следующим элементам конечного потребления домашних хозяйств:

При этом применяется метод дефлятирования по индексам цен. В качестве индексов цен для расходов на покупку товаров и услуг, поступления товаров и услуг в счет оплаты труда, гуманитарной помощи используется индекс потребительских цен в соответствии с КИПЦ. Расчет проводится на уровне каждого вида товара и услуги (477 позиций), для которого подбирается соответствующий индекс потребительских цен.

Пересчет потребления товаров и услуг собственного производства в постоянные цены осуществляется по тому же алгоритму, только в качестве индексов цен используются индексы средней цены реализации продукции в личных подсобных хозяйствах населения. Пересчет в постоянные цены услуг по проживанию в собственном жилье осуществляется отдельно в части промежуточного потребления и добавленной стоимости, после чего они складываются. Промежуточное потребление пересчитывается по индексам потребительских цен на строительные материалы и услуги по ремонту жилья. Добавленная стоимость в постоянных ценах определяется как сумма чистой прибыли (среднегодовой стоимости жилого фонда, находящегося в собственности домашних хозяйств в ценах базисного года, умноженной на норму чистой прибыли) и потребления основного капитала (среднегодовой стоимости жилого фонда, находящегося в собственности домашних хозяйств в ценах базисного года, умноженной на норму потребления основного капитала).

После переоценки всех элементов конечного потребления домашних хозяйств в разрезе видов товаров и услуг по КИПЦ в постоянные цены результаты этих расчетов складываются отдельно в текущих и постоянных ценах, и определяется индекс физического объема и индекс-дефлятор расходов на конечное потребление домашних хозяйств.

В данном разделе сборника итоги расчетов конечного потребления домашних хозяйств приведены в разрезе 30 аналитических категорий КИПЦ.

Национальные счета России в 2013 - 2020 годах. 2021: Стат.сб./Росстат. - М., 2021. - стр. 20.
Раздел: Годовые показатели системы национальных счетов