Структура и основные категории системы

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счета СНС являются счетами потоков, то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на начало и конец отчетного периода, изменение национального богатства в отчетном периоде, а также таблиц «Затраты-выпуск», в которых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.

Система национальных счетов России в настоящее время включает в себя следующие счета:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет распределения первичных доходов;

счет вторичного распределения доходов;

счет использования располагаемого дохода;

счет операций с капиталом;

счет переоценки;

счет других изменений в объеме основного капитала;

финансовый счет.

Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

ВВП может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства - производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах и чистых налогов на продукты.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, характеризует сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

ВВП, рассчитанный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов можно оценить на основе статистической информации, полученной от респондентов, часть из них исчисляется балансовым методом.

Границы производства определяются в СНС как совокупность деятельности единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает деятельность предприятий, производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос).

В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех товаров, независимо от того, проданы они или нет, включая выращенную сельскохозяйственную продукцию, строительство собственными силами и различные услуги, оказанные на сторону, в том числе торговлю, посредничество и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленной стоимости услуг, предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах.

В границы производства включаются также экономические операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами. В понятие экономики, не наблюдаемой прямыми статистическими методами, в статистике России включается экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или занижаемая по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством, а также производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих продукцию для реализации на рынке и для собственного использования.

Расчеты показателей национальных счетов ведутся на основании данных официальных статистических и административных источников, косвенной информации, применения балансовых и других специальных методов и экспертных оценок. Поправки на экономические операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, присутствуют во всех трех методах расчета ВВП. В последние годы эта поправка составляла 14 процентов ВВП России.

В соответствии с международным стандартом СНС незаконную деятельность по производству товаров и услуг (производство и реализация наркотиков и оружия, проституция) рекомендуется включать в границы производства. Однако, в российской практике, так же как и в большинстве стран, результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются.

В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах “остального мира”, объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Национальные счета России в 2011 - 2016 годах. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017. - стр. 11.
Раздел: Основные методологические положения