Методологические пояснения

ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ

Финансовый счет и балансы финансовых активов и обязательств являются частью системы национальных счетов и формируются в соответствии с СНС 2008 года.

Финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств являются важной информационной основой для проведения в рамках макроэкономического анализа углубленного исследования финансовых потоков в экономике, которое позволяет не только оценить структуру финансовых активов и обязательств экономических агентов, но и своевременно идентифицировать возникающие риски и накопление финансовых дисбалансов в различных секторах экономики, что служит целям поддержания финансовой стабильности и задачам макропруденциального регулирования. Кроме того, финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств являются источником данных для анализа деятельности секторов экономики, по которым отсутствует детализированная информация, например, по сектору нефинансовых корпораций и сектору домашних хозяйств.

Финансовый счет относится к счетам накопления, наряду со счетом операций с капиталом, счетом переоценки и счетом других изменений в объеме активов. Счета накопления учитывают изменения в активах и обязательствах институциональных единиц. Счета накопления отражают все изменения, которые произошли между двумя балансами активов и обязательств (секторальными балансами) за определенный период времени.

В счете операций с капиталом отражаются приобретение и выбытие нефинансовых активов в результате операций с другими институциональными единицами.

Балансирующая статья счета операций с капиталом — «Чистое кредитование/чистое заимствование». Эта статья имеет особенное значение для экономического анализа, так как она показывает превышение или недостаток источников финансирования по сравнению с расходами на приобретение нефинансовых активов, т.е. отражает стоимость ресурсов, которые были предоставлены для кредитования («чистое кредитование» - балансирующая статья со знаком «+») или которые были заимствованы («чистое заимствование» - балансирующая статья со знаком «-»). При этом, даже если средства не предоставляются одним сектором другим секторам в явной форме в целях кредитования, а сохраняются, например, на депозите, единица-контрагент («заемщик»), по сути дела производит заимствование у единицы, являющейся держателем этих средств («кредитора»).

Балансирующая статья «Чистое кредитование/чистое заимствование» является связующим звеном между финансовым и остальными счетами СНС.

Финансовый счет – это последний счет в полной последовательности счетов СНС, которые отражают операции между институциональными единицами, поэтому он не имеет балансирующей статьи, которая переносилась бы в другой счет. В данном счете показывается, как чистое кредитование или чистое заимствование осуществляются посредством изменений в имеющихся финансовых активах и обязательствах. Сальдо этих изменений теоретически равно по величине балансирующей статье счета операций с капиталом. Идентичность между балансирующей статьей счета операций с капиталом и сальдо финансового счета является важной особенностью системы счетов в целом. Концептуальное тождество этих показателей обеспечивает возможность проверки числовой согласованности системы счетов в целом, хотя на практике упомянутые балансирующие статьи могут различаться вследствие ошибок измерения показателей.

В финансовом счете отражаются операции с финансовыми активами и обязательствами, которые осуществляются между институциональными единицами, являющимися резидентами данной страны, и между институциональными единицами-резидентами и остальным миром. При совершении финансовой операции одновременно создается или ликвидируется финансовый актив и соответствующее обязательство у единицы-контрагента или изменяется собственник финансового актива.

Финансовый счет позволяет увязать финансовые результаты деятельности институциональных единиц с результатами деятельности, связанными с производством, образованием доходов, их распределением и перераспределением между институциональными единицами, использованием и сбережением этих доходов.

На левой стороне финансового счета отражается приобретение финансовых активов за вычетом их выбытия, на правой стороне счета отражается принятие обязательств за вычетом их погашения. Финансовый счет симметричен - для активов и обязательств используется одна и та же классификация финансовых инструментов. Кроме того, та же классификация используется во всех счетах накопления для финансовых операций и в секторальных балансах финансовых активов и обязательств.

Балансы активов и обязательств (секторальные балансы) отражают стоимость запасов активов и обязательств у институциональных единиц или секторов на начало и конец отчетного периода. Стоимость активов и обязательств на любой момент времени изменяется каждый раз, когда осуществляется операция, меняются цены или происходят другие изменения, влияющие на объемы активов и обязательств.

Балансы финансовых активов и обязательств, являясь частью балансов активов и обязательств, содержат данные о запасах финансовых активов и обязательств на определенный момент времени (т.е. не учитывают информацию о запасах нефинансовых активов).

Показатели финансового счета и балансов финансовых активов и обязательств СНС формируются Банком России с использованием данных денежно-кредитной статистики, статистики внешнего сектора, статистики государственных финансов, годовой бухгалтерской отчетности организаций и данных форм федерального статистического наблюдения в разрезе видов экономической деятельности, а также базы данных по ценным бумагам.

Финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств СНС формируются на основе таблиц, которые содержат детализированную информацию о взаимоотношениях кредитора и заемщика в разрезе финансовых инструментов. Такая методика формирования показателей позволяет обеспечить соответствие активов и обязательств по каждому инструменту. Кроме того, при формировании показателей финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств СНС Российской Федерации также составляются счета переоценки и других изменений в объеме активов СНС.

Финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств составляются на неконсолидированной основе, что подразумевает отсутствие взаимного погашения операций с активами и корреспондирующих с ними операций с обязательствами внутри одного институционального сектора.

Финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств СНС формируются и публикуются на ежегодной основе.

В целях обеспечения точности показателей финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств СНС и минимизации расхождений по статье чистое кредитование/заимствование, ранее опубликованные данные могут быть пересмотрены. Показатели финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств СНС могут быть изменены при уточнении используемой информации, получении дополнительных источников, а также при изменении методологии и совершенствовании математических методов оценки показателей в рамках проводимой работы по гармонизации данных текущих счетов, счета операций с капиталом и финансового счета СНС и статистики государственных финансов.

Классификация институциональных секторов экономики

Каждая институциональная единица-резидент относится к одному из пяти институциональных секторов: «Нефинансовые корпорации»; «Финансовые корпорации»; «Государственное управление»; «Домашние хозяйства» и «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства». Институциональные единицы-нерезиденты выделяются в сектор «Остальной мир» (Таблица 1). Границы институциональных секторов совпадают для текущих счетов, счета операций с капиталом, финансового счета и баланса финансовых активов и обязательств.

Таблица 1.

Классификация институциональных секторов экономики

Код Сектор (подсектор)
S1 Экономика в целом
S11 Нефинансовые корпорации
S12 Финансовые корпорации
S121 Банк России
S122 Кредитные организации
S124 Инвестиционные фонды
S125 Финансовые корпорации (посредники) прочие, кроме страховщиков и пенсионных фондов, и вспомогательные финансовые организации (Другие финансовые организации)
S128 Страховщики
S129 Негосударственные пенсионные фонды
S13 Государственное управление
S14 Домашние хозяйства
S15 Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ)
S2 Остальной мир

К сектору «Нефинансовые корпорации» относятся корпорации, основной вид деятельности которых – производство рыночных товаров и нефинансовых услуг. В состав данного сектора включаются, в том числе, филиалы корпораций-нерезидентов, занятых нефинансовой производственной деятельностью на территории Российской Федерации, и некоммерческие организации, которые являются рыночными производителями.

К рыночным производителям относятся институциональные единицы, реализующие свои товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров и услуг. Нерыночные производители относятся к сектору государственного управления либо к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

К сектору «Финансовые корпорации» относятся корпорации, для которых основной вид деятельности – предоставление финансовых услуг, в том числе услуг страхования, включая пенсионное страхование. В составе сектора «Финансовые корпорации» выделяются подсектора «Банк России», «Кредитные организации», «Инвестиционные фонды», «Финансовые корпорации (посредники) прочие, кроме страховщиков и пенсионных фондов, и вспомогательные финансовые организации» (далее – «Другие финансовые организации»), «Страховщики» и «Негосударственные пенсионные фонды».

Подсекторы «Банк России» и «Кредитные организации» в финансовых счетах и балансах финансовых активов и обязательств СНС Российской Федерации объединены в группу «Банковская система».

В состав подсектора «Инвестиционные фонды» включаются все акционерные и паевые инвестиционные фонды – открытые, интервальные, закрытые и биржевые.

К подсектору «Другие финансовые организации» относятся организации, оказывающие финансовые услуги и не включенные в другие подсекторы сектора «Финансовые корпорации», например, брокеры, дилеры, депозитарии и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, лизинговые компании и другие организации.

В состав подсектора «Страховщики» входят все страховые корпорации и общества взаимного страхования. При этом в данный подсектор не включаются страховые брокеры и страховые агенты. Страховые брокеры и агенты, являющиеся юридическими лицами, относятся к подсектору «Другие финансовые организации», а страховые брокеры и агенты, являющиеся физическими лицами, – к сектору «Домашние хозяйства».

В состав подсектора «Негосударственные пенсионные фонды» включаются организации, обладающие лицензией на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

С июля 2014 года перечень организаций финансового сектора публикуется на сайте Центрального банка Российской Федерации на ежеквартальной основе.

В состав сектора «Государственное управление» включаются все федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, внебюджетные фонды и нерыночные некоммерческие организации, контролируемые органами государственной власти и финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов местных органов власти и внебюджетных фондов. Кроме того, в состав сектора включаются государственная корпорация ОАО «Роснано», государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и государственная компания «Российские автомобильные дороги». Остальные государственные корпорации не включаются в состав данного сектора, даже если участие органов государственной власти в капитале этих корпораций составляет 100%. К внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.

К сектору «Домашние хозяйства» относятся институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.

К сектору «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКООДХ) относятся институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения, религиозные организации, благотворительные учреждения, общины коренных малочисленных народов, товарищества собственников жилья и другие. На текущий момент в финансовом счете и балансах финансовых активов и обязательств СНС данный сектор объединен с сектором «Домашние хозяйства».

К сектору «Остальной мир» относятся институциональные единицы-нерезиденты, которые участвуют в операциях с единицами-резидентами Российской Федерации или имеют с ними какие-либо иные экономические взаимоотношения. К этому сектору в том числе относятся международные организации. Счета или балансы сектора «Остальной мир» отражают информацию только о взаимоотношениях между резидентами и нерезидентами, операции между нерезидентами не рассматриваются.

Классификация финансовых инструментов

Классификация финансовых инструментов (Таблица 2), используемая при формировании финансового счета и балансов финансовых активов и обязательств СНС, соответствует перечню инструментов, представленному в СНС 2008 года.

Таблица 2.

Классификация финансовых инструментов

Код Инструмент
F1 Монетарное золото и специальные права заимствования
F11 Монетарное золото
F12 Специальные права заимствования (СДР)
F2 Наличная валюта и депозиты
F21 Наличная валюта
F22+F29 Депозиты
F3 Долговые ценные бумаги
F4 Кредиты и займы
F5 Акции и прочие формы участия в капитале
F6 Страховые и пенсионные резервы
F8 Дебиторская/кредиторская задолженность

Монетарное золото и специальные права заимствования (СДР) являются активами только органов денежно-кредитного регулирования (центрального банка).

Монетарное золото является резервным активом центрального банка. При этом монетарное золото – единственный финансовый актив, который не является одновременно обязательством другой институциональной единицы.

СДР также является резервным активом центрального банка. Для каждого государства-члена Международного валютного фонда (МВФ) устанавливается квота, которая выражается в СДР. СДР подтверждают безусловное право государства-члена МВФ на обмен СДР на свободно используемые валюты. Стоимость СДР определяется на основании четырех ключевых международных валют. СДР могут приобретаться государствами для выполнения обязательств перед МВФ и продаваться для корректировки структуры международных резервов.

Наличная валюта и депозиты включает в себя наличную валюту, денежные средства, кроме наличной валюты и срочные депозиты, обязательные резервы кредитных организаций в Банке России и Резервную позицию в МВФ.

Наличная валюта включает в себя все банкноты и монеты, выпущенные центральными банками. Наличная валюта может являться обязательством только двух секторов – подсектора центрального банка (валюта Российской Федерации) и сектора остального мира (иностранная валюта). Наличная валюта может быть активом институциональных единиц любого сектора.

К инструменту «Депозиты» относятся банковские счета, депозиты (вклады) до востребования, чеки, аккредитивы, прочие платежные документы и прочие денежные средства, а также срочные депозиты, обязательные резервы кредитных организаций в Банке России и Резервная позиция в МВФ. Операции между кредитными организациями (включая банки-нерезиденты) как в части депозитов, так и в части кредитов, классифицируются в соответствие с СНС 2008 года как депозиты («Межбанковская позиция»). Депозиты могут являться обязательствами только единиц подсекторов «Центральный Банк» и «Кредитные организации» и сектора «Остальной мир».

Долговые ценные бумаги включают в себя облигации, векселя, сберегательные и депозитные сертификаты, ипотечные ценные бумаги, закладные, жилищные сертификаты, депозитарные расписки на облигации и другие долговые ценные бумаги. Долговые ценные бумаги обеспечивают их держателям право на получение предусмотренных в контракте объемов платежей на установленную дату. К операциям с долговыми ценными бумагами можно отнести их эмиссию, а также их погашение, покупку и продажу. В финансовых счетах и балансах активов и обязательств СНС в качестве оценки стоимости долговых ценных бумаг используется их номинальная стоимость.

Кредиты и займы включают в себя долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, договоры РЕПО, финансовой аренды (лизинга), а также требования или обязательства по отношению к Международному валютному фонду (МВФ) в форме кредитов и займов и другие операции. Кредиты между двумя кредитными организациями классифицируются в соответствие с СНС 2008 года как депозиты и не входят в состав инструмента «Кредиты и займы».

Акции и прочие формы участия в капитале включают в себя акции, в том числе акции акционерных инвестиционных фондов, депозитарные расписки на акции, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и прочее участие в капитале. Акции и прочие формы участия в капитале представляют собой средства собственника в капитале институциональной единицы.

Показатели финансового счета и балансов активов и обязательств СНС по данному инструменту по сектору «Государственное управление» сформированы на консолидированной основе. В этой связи обязательства единиц сектора «Государственное управление» по акциям и прочим формам участия в капитале отсутствуют.

Акции, обращающиеся на организованных торгах, оцениваются по их биржевой стоимости. Стоимость акций, не обращающихся на организованных торгах, и стоимость организаций, не являющихся акционерными, оценивается на основе собственных средств организации по бухгалтерскому балансу. Стоимость инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда рассчитывается по данным стоимости чистых активов фонда.

Страховые и пенсионные резервы включают в себя страховые резервы по страхованию жизни, резервы по страхованию иному, чем страхование жизни, а также права на пенсионные и не пенсионные пособия. Страховые и пенсионные резервы являются обязательствами организаций подсекторов «Страховщики», «Негосударственные пенсионные фонды» и сектора «Остальной мир» и активами участников программ страхования и пенсионного обеспечения.

Дебиторская/кредиторская задолженность включает в себя коммерческие кредиты и прочую дебиторскую/кредиторскую задолженность. Кроме того, в данный инструмент включаются данные о производных финансовых инструментах.

БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ

Основной капитал — это произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд либо для представления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Текущая рыночная стоимость основного капитала – это стоимость, по которой актив может быть реализован на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая достаточной информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Для расчета текущей рыночной стоимости запасов основного капитала были использованы следующие подходы:

- затратный подход, т.е. оценка на основе определения затрат, необходимых для воспроизводства или замещения объекта оценки;

- сравнительный подход, предусматривающий сравнение объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или предложений;

- доходный подход, предполагающий определения дисконтированных будущих экономических выгод, ожидаемых от данного актива.

При использовании затратного подхода полная восстановительная стоимость основного капитала на начало расчетного года, учтенная в текущих ценах, уменьшается на величину их накопленного потребления к этой дате. Расчет этим методом выполнен по нежилым зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию и транспортным средствам.

Расчет текущей рыночной стоимости транспортных средств, многолетних насаждений, производственного и хозяйственного инвентаря, программного обеспечения и баз данных, исследований и разработок, оригиналов произведений развлекательного жанра, литературы и искусства, разведки недр и оценки запасов полезных ископаемых осуществлен разновидностью затратного подхода – методом непрерывной инвентаризации.

При применении сравнительного подхода использовались данные ежегодного обследования сделок с основными фондами (форма №11(сделка)). По данным вышеуказанной формы определены соотношения фактической цены продажи основных фондов к их полной восстановительной стоимости, которые применяются к полной восстановительной стоимости имеющихся основных фондов для определения их текущей рыночной стоимости. Расчет сравнительным подходом выполнен по нежилым зданиям, машинам и оборудованию, транспортным средствам, а также для расчета текущей рыночной стоимости скота, путем перемножения поголовья скота и стоимости (цены) одной головы скота.

Сравнительный подход использован и для расчета текущей рыночной стоимости жилых зданий. Расчет выполнен в соответствии с утвержденными методологическими положениями, утвержденными Приказом Росстата от 22.08.2012 г. № 459 и основан на перемножении данных о площади имеющегося жилья различных типов, расположенного в городской и сельской местности, и показателей о ценах продаж единицы площади различных типов жилья на вторичном рынке. В связи с несовпадением структуры продаваемого и имеющегося жилья расчеты проводились по достаточно дифференцированным типам и группам жилых зданий. Для определения цен на некоторые виды жилья использовались поправочные коэффициенты к ценам на продаваемое жилье, а для оценки территориального расположения жилья – соотношения стоимости жилья, расположенного в административных центрах регионов, других городах и поселках городского типа, в сельской местности, определенных по данным кадастрового учета.

При использовании доходного подхода использованы также данные ежегодного обследования сделок с основными фондами (форма №11(сделка)). По этим данным определено отношение арендной платы по основным фондам к их полной восстановительной стоимости. Затем полученные коэффициенты скорректированы по ставкам дисконтирования, исходя из оставшихся сроков службы основных фондов. Рыночная стоимость основных фондов определялась перемножением полной восстановительной стоимости основных фондов на вышеназванные дисконтированные коэффициенты. Расчет выполнен по нежилым зданиям, машинам и оборудованию, транспортным средствам.

Величина чистых доходов, получаемых от эксплуатации многолетних насаждений, определялась как произведение их валового сбора, цены производителей соответствующей продукции и средней валовой рентабельности сельскохозяйственных предприятий. Затем на основе дисконтирования полученной величины доходов (путем ее деления  на ставку дисконтирования для вида деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство») рассчитывалась общая текущая рыночная стоимость используемых при получении этих доходов экономических активов. Поскольку в создании дохода, помимо самих многолетних насаждений, принимала участие также земля под этими насаждениями, для определения текущей рыночной стоимости многолетних насаждений из полученной общей текущей рыночной стоимости экономических активов вычиталась кадастровая стоимость земли под многолетними насаждениями (кроме арендованной земли).

Доходным методом осуществлен также расчет текущей рыночной стоимости оригиналов развлекательных, литературных и художественных произведений.

Далее по тем видам основных фондов, по которым расчет ведется несколькими (двумя-тремя) методами (по нежилым зданиям, машинам и оборудованию, транспортным средствам) решался вопрос о выборе окончательного варианта.

В тех случаях, когда полученные разными методами результаты не слишком сильно различались между собой (по коэффициенту вариации), окончательное значение определено как среднеарифметическое значение между результатами всех используемых вариантов.

При существенных (сверх установленных границ) отклонениях результатов расчета разными методами в расчетах среднего значения использовались лишь относительно близкие между собой значения.

Запасы основного капитала за 2011-2014 гг. приведены в границах активов СНС 2008г.

В соответствии с методологией СНС 2008 были расширены границы основного капитала за счет включения в их состав результатов научных исследований и разработок и товаров длительного пользования военного назначения. Текущая рыночная стоимость вышеуказанных активов определена методом непрерывной инвентаризации.

Согласно методологии СНС, изменение текущей рыночной стоимости запасов основного капитала за отчетный год отражается на счетах накопления, к которым относятся:

- счет операций с капиталом;

- счет переоценки;

- счет других изменений в объеме основного капитала.

На счете операций с капиталом отражается валовое накопление основного капитала и потребление основного капитала.

Валовое накопление основного капитала (ВНОК) определяется как общая стоимость приобретения производителем основного капитала (за вычетом его выбытия) в течение отчетного периода плюс некоторые расходы на услуги, которые увеличивают стоимость непроизведенных активов.

В основе расчета валового накопления основного капитала лежит показатель «инвестиций в основной капитал», с учетом корректировок для приведения его в соответствие с концепцией СНС. В частности, инвестиции в основной капитал учитывают затраты на приобретение и выращивание рабочего, продуктивного и племенного скота, а валовое накопление основного капитала – изменение его стоимости, равное общей величине стоимости приобретения животных, включая выращивание для собственного использования, за вычетом стоимости выбытия. Выплаты процентов за кредит, учитываемые в составе инвестиций в основной капитал, по методологии СНС не включаются в валовое накопление основного капитала. Учитываются в валовом накоплении основного капитала стоимость музейных экспонатов, поступивших по импорту, за вычетом экспорта, и затраты на организацию и содержание заповедников и национальных парков.

Поскольку методология оценки валового накопления основного капитала концептуально связана с другими показателями СНС, при его оценке используется балансовый метод увязки ресурсов и использования. Так, затраты, связанные с приобретением объектов недвижимости конечным покупателем, а также затраты на геологоразведочные работы, учитываются в валовом накоплении основного капитала в размере выпуска услуг в соответствующих отраслях.

В соответствии с методологией СНС 2008 года, в накоплении основного капитала расширены границы капитальных активов за счет включения в их состав результатов научных исследований и разработок, способных быть востребованными на рынке. Оценка расходов на научные исследования и разработки осуществляется по специально разработанной методологии, основанной на методе товарных потоков, и существенно отличается от правил бухгалтерского учета. Затраты, связанные с производством, приобретением товаров длительного пользования военного назначения в инвестициях в основной капитал, в отличие от валового накопления основного капитала, не учитываются, данный показатель включает только военные расходы на те виды основных фондов, которые могут использоваться также для целей гражданского назначения.

Расчет потребления основного капитала (ПОК) основан на методологических указаниях, утвержденных Приказом Росстата от 09.02.2011 г. № 32. Он проведен с использованием метода непрерывной инвентаризации на основе оценки величины уменьшения в течение отчетного года текущей рыночной стоимости запаса основного капитала за счет снижения ожидаемых доходов от его эксплуатации, вызванного уменьшением текущей эффективности основных фондов и сокращением оставшегося срока их службы.

Прошедший срок службы (возраст) для расчетов снижения стоимости и ликвидации основных фондов по мере эксплуатации определялся, исходя из годов их приобретения, а предстоящий срок службы – как разница между общим сроком службы (по данным обследования за 2008 год, проводится раз в 10 лет) и прошедшим сроком службы.

Разница между ВНОК и ПОК составляет чистое накопление основного капитала.

На счете переоценки отражаются изменения в текущей рыночной стоимости основного капитала за отчетный год вследствие изменений цен на них за этот период. Эти изменения стоимости означают возникновение за отчетный период холдинговой прибыли (или – при снижении цен – убытка) у собственников основного капитала.

Расчет осуществлен в соответствии с методическими указаниями по построению счета переоценки в части основного капитала, утвержденными приказом Росстата от 21.05. 2014г. № 403.

Для расчета величины номинальной холдинговой прибыли определена разница между текущей рыночной стоимостью основного капитала, имевшегося на начало отчетного года, по их видам, в ценах конца отчетного года и в ценах начала отчетного года. При этом текущая рыночная стоимость основного капитала в ценах конца года определялась перемножением их стоимости в ценах начала года на соответствующий индекс цен за год:

- для жилых зданий – индекс цен на вторичном рынке жилья;

- для нежилых зданий и сооружений – индекс цен производителей на строительную продукцию;

- для машин, оборудования и транспортных средств – индекс цен приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения;

- для скота и многолетних насаждений – индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции;

- для объектов, относящиеся к интеллектуальной собственности и продуктам интеллектуальной деятельности – индекс потребительских цен;

- для прочих видов основных фондов – сводные индексы цен на продукцию инвестиционного назначения.

Далее номинальная холдинговая прибыль разделена на нейтральную и реальную холдинговую прибыль.

Для расчета нейтральной холдинговой прибыли определена разница между текущей рыночной стоимостью основных фондов, имевшихся на начало отчетного года, по их видам, в ценах, которые установились бы к концу отчетного года, если бы они изменились пропорционально изменению общего уровня цен (на величину индекса-дефлятора ВВП), и их стоимостью в ценах начала отчетного года.

Реальная холдинговая прибыль определена как разница между величинами номинальной и нейтральной холдинговой прибыли.

На счете других изменений в объеме основного капитала отражаются изменения его стоимости, которые не связаны с операциями с капиталом и с изменением цен.

Расчет осуществлен в соответствии с методическими указаниями по построению счета других изменений в объеме основного капитала, утвержденными приказом Росстата от 21.05. 2014г. № 403.

Счет других изменений в объеме основных фондов включает в себя изменения их рыночной стоимости за счет:

  1. влияния экстраординарных событий, крупномасштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  2. изменений в классификациях институциональных единиц, активов и в структуре институциональных единиц;
  3. появления и выбытия активов, которые не являются результатом операций (экономические появления и исчезновения);
  4. других изменений, помимо перечисленных выше.

Общая величина других изменений в объеме основного капитала определялась балансовым методом. Для этого:

- определена разница между текущей рыночной стоимостью основного капитала на конец отчетного года и на начало отчетного года;

- из нее вычиталось чистое накопление основного капитала и номинальная холдинговая прибыль (убыток).

Далее проводились расчеты изменений в объеме основного капитала по отдельным видам изменений.

Определялась величина потерь в результате крупномасштабных катастроф (землетрясения, вулканические извержения, цунами, ураганы, лесные пожары, засуха и вспышки болезни, приведшие к уничтожению культивируемых активов, военные действия, восстания и другие политические события, а так же катастрофы техногенного характера, такие как разлив ядовитых веществ или выброс радиоактивных веществ в воздух).

Для этого текущая рыночная стоимость основных фондов умножалась на отношение ликвидации основных фондов вследствие потерь от стихийных бедствий, катастроф и т.д. к наличию основных фондов на начало года по данным ежегодных обследований основных фондов (формы №№ 11 и 11(краткая)). Результат уточнялся путем вычитания экспертно определяемой доли менее масштабных непредвиденных (т.е. не учитываемых в нормах износа и расчетах ПОК) событий – автокатастроф, локальных пожаров и т.д. Проводился также досчет на уменьшение текущей рыночной стоимости основных фондов вследствие крупномасштабных катастроф, не связанное с ликвидацией объектов.

Величина переклассификации активов первоначально определялась путем сопоставления данных на начало года и конец предшествующего года, а затем уточнялась, в т. ч. по данным формы №1-жилфонд о переводе жилых зданий – в нежилые, и наоборот.

Величина экономического появления основного капитала должна включать признание в отчетном году историческими памятниками зданий и сооружений, к началу отчетного года не учитываемых в качестве экономических активов, перевод в его состав автомобилей, учитывавшихся в качестве потребительских товаров длительного пользования у домашних хозяйств. К экономическому исчезновению, соответственно, – перевод автомобилей из основного капитала в состав потребительских товаров длительного пользования домашних хозяйств.

Величина некомпенсируемых конфискаций основного капитала должна включать их фактическое изъятие некоторой институциональной единицей у его собственника без его согласия и отражаться как увеличение активов институциональной единицы, осуществляющей изъятие (конфискацию) и сокращение активов институциональной единицы, лишившейся актива. Расчеты по последним двум статьям изменений в настоящий момент не производились.

Величина других, помимо рассмотренных выше, изменений в объеме основного капитала определялась как разница между общей величиной счета других изменений в объеме основного капитала и отдельными видами этих изменений, по которым осуществлялись расчеты.

СЧЕТА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СЕКТОРОВ

В соответствии с рекомендациями СНС национальные счета разрабатываются в разрезе институциональных секторов.

В настоящее время на основе адаптации общих принципов и критериев секторальной классификации СНС 2008 года к особенностям организации экономики России разработана и внедрена в информационную систему государственной статистики Классификация институциональных единиц по секторам экономики (КИСЭ), Гармонизация КИСЭ с международными стандартами классификации институциональных секторов обеспечивает сопоставимость статистической информации на национальном и международных уровнях.

КИСЭ разработана с целью подразделения отечественной экономики на некоторое число групп хозяйствующих субъектов - резидентов страны, однородных с точки зрения функций, осуществляемых ими в экономике, а также источников финансирования их затрат. Эта классификация обеспечивает институциональный подход при формировании макроэкономических показателей, который позволяет подходить к изучаемым процессам не с точки зрения самого процесса (функциональный подход), а с точки зрения субъектов, их осуществляющих.

КИСЭ представляет собой актуализацию отраслевого статистического Классификатора институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), который был разработан в соответствии с принципами СНС 1993 года и утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики № 110 от 2.08.2004. Изменения в Классификации институциональных единиц по секторам экономики, связанные с внедрением СНС 2008 года, содержатся в распределении институциональных единиц по подсекторам и не отразились на границах институциональных секторов.

Практические подходы классифицирования институциональных единиц по секторам экономики состоят, прежде всего, в использовании действующих общероссийских классификаторов, в том числе: Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС). При этом производится комбинирование классификационных признаков, содержащихся в данных классификаторах. В тех случаях, когда информации, содержащейся в данных классификаторах, недостаточно для однозначного отнесения институциональной единицы к тому или иному сектору (подсектору) используются дополнительные критерии.

Для идентификации объектов сектора финансовых корпораций используются данные Банка России, содержащиеся в перечне организаций финансового сектора.

Охват сектора государственного управления согласован с Минфином России и Федеральным казначейством, что создает основу сопоставимости показателей СНС и Статистики государственных финансов.

В настоящее время осуществлено внедрение КИСЭ в статистическую практику, путем применения алгоритмов отнесения институциональных единиц к секторам/подсектрам экономики в АС ГС ОФНС (Автоматизированная система генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения). В результате этой работы создана основа для проведения статистических наблюдений в разрезе институциональных секторов.

В соответствии с Классификатором выделяются следующие институциональные сектора экономики: нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, государственное управление, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В данной публикации институциональные сектора обозначены кодами в соответствии с КИСЭ.

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность.

Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

- принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

- перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

В сектор государственного управления входят казенные, бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения, государственные внебюджетные фонды, отдельные государственные корпорации.

Институциональные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджетов всех уровней, а также за счет приносящей доход деятельности. В состав показателей сектора государственного управления, включена приносящая доход деятельность бюджетных учреждений, а также итоги деятельности бюджетных и автономных учреждений, получающих субсидии на выполнение государственного задания и иные цели.

Сектор домашних хозяйств представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования, в том числе в рамках некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам. С точки зрения производства в сектор домашних хозяйств входят индивидуальные предприниматели и др. физические лица, осуществляющие производственную деятельность в границах производства, принятых в СНС.

В функции сектора домашних хозяйств включается также участие в производстве других институциональных секторов в качестве работающих по найму.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций.

Для отражения операций с единицами-нерезидентами разрабатываются счета «Остального мира». «Остальной мир» объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические отношения с единицами-резидентами. В состав «Остального мира» включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

В сборнике представлены счета по институциональным секторам за 2011-2015 гг. Счета за 2015 г. публикуются впервые. Счета за 2011-2014гг. актуализированы по сравнению с предыдущей публикацией сборника в результате внедрения в практику расчетов отдельных положений СНС 2008 года, а также уточнения исходной информации.

Для построения счетов сектора «Нефинансовые корпорации» используются данные федерального статистического наблюдения по ф. № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», данные бухгалтерского баланса, платежного баланса.

Для составления счетов сектора «Финансовые корпорации» используются показатели, разрабатываемые Банком России, данные федерального статистического наблюдения за деятельностью страховых организаций, информация о деятельности негосударственных пенсионных фондов и др.

В качестве информационной базы для расчетов по сектору «Государственное управление» используются данные Отчета об исполнении бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов), данные бюджетной отчетности, федерального статистического наблюдения за деятельностью внебюджетных фондов, данные Федеральной налоговой службы, данные платежного баланса и др.

В результате изменений, вносимых в классификацию целей и видов расходов Федерального бюджета, могут происходить некоторые изменения охвата отдельных показателей за разные годы.

Для составления счетов сектора «Домашние хозяйства» используются итоги федерального статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей (по данным за 2010 и 2015 годы проводились сплошные обследования, по данным за остальные годы – выборочные), данные статистики труда о начисленной заработной плате, данные внебюджетных фондов и Отчета об исполнении бюджета о полученных трансфертах и выплаченных налогах, данные платежного баланса об оплате труда, гуманитарной помощи, текущих и капитальных трансфертах, данные банков о процентах по депозитам и потребительскому кредиту, данные статистики торговли и услуг об обороте розничной торговли и объеме платных услуг населению, данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств и др. информация.

Счета сектора «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» построены на основе данных специального выборочного обследования некоммерческих организаций, которое охватывает общественные и религиозные организации, общественные движения, негосударственные фонды и др. организации, оказывающие услуги домашним хозяйствам и финансирующиеся, главным образом, за счет взносов, пожертвований и т.п.

Счета «Остального мира» строятся на основе данных платежного баланса, разрабатываемого Банком России. Для пересчета данных платежного баланса, выраженных в долларах США, в рубли используются квартальные данные Банка России о среднем номинальном курсе доллара США к российскому рублю.

Увязка между собой показателей счетов каждого из институциональных секторов приведена в интегрированной таблице национальных счетов, отражающей основные стоимостные межсекторальные потоки в экономике.

Интегрированная таблица национальных счетов построена в соответствии со стандартами СНС. Каждая графа таблицы соответствует одному из институциональных секторов, для которых она разрабатывается, причем все графы дублируются, т.е. для каждого из секторов строятся как показатели ресурсов, так и показатели использования. В правой части таблицы отражены ресурсы по каждому из показателей, в левой – их использование. Исключением являются показатели счета товаров и услуг, показатели ресурсов и использования которого расположены наоборот.

В центре таблицы сверху вниз последовательно представлены основные экономические операции и балансирующие статьи, соответствующие каждому счету. При этом каждая балансирующая статья в виде соответствующего показателя отражена в таблице только один раз и относится как к части использования одного счета, так и одновременно к ресурсам счета, следующего за ним. Для удобства чтения таблицы показатели ресурсов и использования, относящиеся к одному и тому же счету, выделены одним цветом.

Данные в интегрированных таблицах могут несколько не совпадать с аналогичными показателями в других таблицах сборника за счет округления до целых значений.

ОТРАСЛЕВЫЕ СЧЕТА в 2011-2016 гг.

В данном разделе представлены годовые показатели ВВП за 2011-2016 гг.

Счета производства и образования доходов разрабатываются в структуре Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

В соответствии с действующей методикой основной вид деятельности хозяйствующей единицы определяется на уровне низшей позиции классификации. Ведение самостоятельного учета затрат на производство продукции, численности занятых, фондов по каждому виду деятельности, которым занимается предприятие, не осуществляется. В этих условиях при построении показателей счетов производства применяется институциональный подход, при котором единицей учета отрасли выступает предприятие. Отрасль в этом случае представляет собой совокупность предприятий, сгруппированных по основному виду деятельности по ОКВЭД.

Построение счетов производства осуществляется по институциональным секторам экономики:

Расчет выпуска по всем институциональным секторам осуществляется посредством составления матриц, характеризующих формирование выпуска рыночными и нерыночными производителями.

Общая схема матрицы выпуска приводится ниже.

Выпуск продукции

Коды ОКВЭД Выпуск институциональной единицы по кодам ОКВЭД Выпуск

продукции

Сельское хозяйство (А) Рыболовство

(В)

Обрабатывающие пр-ва (D)
Сельскохозяйственная продукция

 

Национальные счета России в 2011 - 2016 годах. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017. - стр. 21.
Раздел: Годовые показатели системы национальных счетов