Методологические пояснения

В данном разделе представлены консолидированные счета за 2001-2008 гг., счета институциональных секторов за 2002-2007 гг., а также годовые показатели ВВП за 2002-2008 годы.

Показатели ВВП за 2002-2008 гг. приведены по состоянию на апрель 2009 года.

Счета производства и образования доходов представлены в структуре Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Переход на принципиально новый классификатор видов экономической деятельности в системе статистического учета, начиная с данных за 2002 год, обусловил необходимость в пересмотре методологических подходов и информационных источников исчисления ВВП с точки зрения производства добавленной стоимости и образования доходов.

Классификационной единицей отрасли по общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) являлось подразделение предприятия, состоящего на самостоятельном балансе, выделенное в самостоятельную единицу учета, по которому велся бухгалтерский учет. Основной вид деятельности любого предприятия (организации) определялся при этом на уровне отрасли экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.). То есть, основной вид деятельности предприятия, производящего разнородную промышленную продукцию, определялся как промышленный вид деятельности.

В условиях действия ОКВЭД основной вид деятельности хозяйствующей единицы определяется на уровне низшей позиции классификации. Ведение самостоятельного учета затрат на производство продукции, численности занятых, фондов по каждому виду деятельности, которым занимается предприятие не осуществляется. Таким образом, сохранить функциональные принципы формирования всех показателей счета производства (выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости) невозможно.

В этих условиях рациональным решением проблемы построения показателей счетов производства является институциональный подход, при котором единицей учета отрасли выступает предприятие. Отрасль в этом случае представляет собой совокупность предприятий, сгруппированных по основному виду деятельности по ОКВЭД.

Построение счетов производства осуществляется по институциональным секторам экономики:

нефинансовых корпораций;

финансовых корпораций;

государственного управления;

домашних хозяйств;

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расчет выпуска по всем институциональным секторам осуществляется посредством составления матриц, характеризующих формирование выпуска рыночными и нерыночными производителями.

Общая схема матрицы выпуска приводится ниже.

Выпуск продукции

Коды ОКВЭД Выпуск институциональной единицы по кодам ОКВЭД Выпуск продукции
Сельское хозяйство (А) Рыболовство (В) Обрабатывающие пр-ва (D)
Сельскохозяйственная продукция  
Продукция Рыболовства, рыбоводства
Продукция обрабатывающих производств
 
Выпуск институциональной единицы

Подлежащее данной матрицы характеризует виды продукции, которые производят предприятия, сказуемое – отрасли экономики, представляющие собой совокупность предприятий, сгруппированных по основному виду деятельности в классификации ОКВЭД.

Каждая строка таблицы отражает, в какой отрасли производятся товары и услуги, сгруппированные по видам экономической деятельности. Иными словами, каждая строка этой таблицы характеризует структуру формирования ресурсов товаров и услуг, произведенных предприятиями различных отраслей, осуществляющих однородный вид деятельности, независимо от того, является этот вид деятельности основным или вторичным. Например, по строке “продукция обрабатывающих производств” отражается выпуск товаров, произведенных в результате переработки сырья и материалов независимо от того, как себя классифицирует предприятие.

Каждый столбец матрицы характеризует структуру производства товаров и услуг, которыми занимаются предприятия, сгруппированные по основному виду деятельности по ОКВЭД.

Итоги по столбцам характеризуют выпуски отраслей по кодам ОКВЭД, итоги по строкам – выпуск товаров и услуг по группам кодов ОКВЭД.

В счете производства отражаются выпуски отраслей, то есть итоги, сформированные по столбцам.

Основным информационным источником для расчета выпуска по сектору нефинансовых корпораций являются данные структурного обследования по форме федерального государственного статистического наблюдения №1-предприятие (годовая) “Основные сведения о деятельности предприятия”, форма МП “Сведения о деятельности малых предприятий”, бухгалтерская отчетность и другие формы статистической и ведомственной отчетности.

Бухгалтерский учет предусматривает учет затрат на производство и реализацию продукции только по предприятию в целом, поэтому расчет показателей промежуточного потребления основывается на учете расходов предприятий на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и пр., оплаты услуг сторонних организаций, арендной платы и других расходов и изменения остатков производственных запасов.

Для сектора нефинансовых корпораций источником информации для оценки промежуточного потребления является форма №1- предприятие.

Расчет выпуска и промежуточного потребления для сектора государственного управления производится по следующим группам институциональных единиц:

- бюджетные учреждения;

- государственные внебюджетные фонды.

Выпуск и промежуточное потребление бюджетных учреждений определяется на основе данных Отчета об исполнении бюджета Российской Федерации путем перегруппировки показателей по кодам функциональной классификации расходов в разрезе статей экономической классификации. Выпуск и промежуточное потребление государственных внебюджетных фондов формируется по данным формы федерального государственного статистического наблюдения № 9-ф “Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов”.

Расчет выпуска и промежуточного потребления сектора финансовых корпораций осуществляется на основе данных Банка России, данных формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-ск “Сведения о деятельности страховых организаций”, другой статистической информации.

Выпуск и промежуточное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ) в классификации ОКВЭД определяются на основе данных единовременных выборочных обследований НКООДХ по форме №1-НКО “Сведения о деятельности некоммерческой организации”.

Для оценки выпуска и промежуточного потребления сектора домашних хозяйств используются данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, обследований домашних хозяйств по проблемам занятости и др. источники, характеризующие производственную деятельность домашних хозяйств.

Разработка показателя “оплата труда наемных работников” по видам экономической деятельности по сектору нефинансовых корпораций осуществляется на основе данных структурного обследования предприятий (форма статистического наблюдения № 1-предприятие, используемая в счетах производства). Для других институциональных секторов экономики при разработке этого показателя в структуре видов экономической деятельности используются данные Банка России, Отчета об исполнении бюджета Казначейства России, обследования некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства и др.

В процессе пересмотра данных счетов производства и образования доходов в связи с переходом на ОКВЭД уточнены трактовки отдельных показателей Отчета об исполнении бюджета при их использовании для формирования СНС. В частности, в состав “других налогов на производство” включен налог на добычу полезных ископаемых, учитываемый ранее как рента за пользование недрами в составе доходов от собственности. Это повлияло на состав показателя “другие налоги на производство” и, соответственно, на изменение доли чистых налогов на производство и импорт в ВВП.

Корректировка валовой добавленной стоимости на экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами.

В целях обеспечения полноты охвата в учете экономических операций, совершаемых на различных стадиях воспроизводственного процесса, при расчете показателей национальных счетов учитываются экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами.

Экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами подразделяются на следующие группы: теневые, незаконные, в неформальном секторе, а также осуществляемые домашними хозяйствами для их собственного конечного использования.

Теневое производство определяется теми видами деятельности, которые являются законными, но намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов или следования законодательным нормам (теневые операции юридических лиц);

Незаконное производство определяется видами деятельности, в процессе которых производятся товары и услуги, запрещенные законом, или которые являются незаконными, если они осуществляются производителями без получения соответствующего разрешения (в российской практике пока не учитываются);

Производство неформального сектора, представляет собой производственную деятельность, осуществляемую некорпорированными предприятиями сектора домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и/или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения, и которые имеют какое-либо рыночное производство;

Производство домашних хозяйств для собственного конечного использования представляет собой производственную деятельность, в результате которой домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги.

Более подробное изложение методологии проведения расчетов показателей счетов производства и образования доходов по видам экономической деятельности опубликовано в издании Росстата “Методологические положения по статистике”, выпуск 5.

Счета институциональных секторов

В соответствии с рекомендациями СНС-93 национальные счета разрабатываются в разрезе институциональных секторов.

Приказом Федеральной службы государственной статистики № 110 от 2.08.2004 г. утвержден и внедряется в информационную систему государственной статистики отраслевой статистический Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС).

КИЕС разработан на основе адаптации общих принципов и критериев секторальной классификации СНС-93 к особенностям организации экономики России. В классификаторе учтены конкретные формы организации экономики России, отраженные в Гражданском кодексе Российской Федерации и в общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации.

Гармонизация КИЕС с международными стандартами классификации институциональных секторов обеспечит сопоставимость статистической информации на национальном и международных уровнях.

КИЕС разработан с целью подразделения отечественной экономики на некоторое число групп хозяйствующих субъектов - резидентов страны, однородных с точки зрения функций, осуществляемых ими в экономике, а также источников финансирования их затрат. Эта классификация обеспечивает институциональный подход при формировании макроэкономических показателей, который позволяет подходить к изучаемым процессам не с точки зрения самого процесса (функциональный подход), а с точки зрения субъектов, их осуществляющих.

Внедрение КИЕС в статистическую практику – сложный многоитерационный процесс. Во многих случаях на основании действующих общероссийских классификаторов невозможно однозначно классифицировать институциональные единицы в сектора (подсектора), поэтому потребуется дополнительная проработка информации на соответствие критериям классификации, позволяющим идентифицировать хозяйствующие субъекты по институциональным секторам (подсекторам). Немаловажную роль в этой работе будет играть межведомственное взаимодействие.

В соответствии с Классификатором выделяются следующие институциональные сектора экономики: нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, государственное управление, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

В данной публикации институциональные сектора обозначены кодами в соответствии с КИЕС.

В связи с недостаточной информационной базой расчетов по секторам “нефинансовые корпорации”, “финансовые корпорации” данные по ним в отдельных таблицах объединены в сектор “корпорации”.

В дальнейшем, по мере внедрения КИЕС в статистическую систему и развития информационной базы расчетов станет возможным публикация счетов по каждому из институциональных секторов, предусмотренных СНС-93.

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квази-корпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность. К этому сектору относится и Банк России.

Начиная с данных за 2005 г. в составе этого сектора учитываются негосударственные пенсионные фонды.

Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

- принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

- перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

Институциональные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования.

В сектор государственного управления входят бюджетные организации: министерства, службы, агентства, школы, больницы, организации культуры и т.п., а также государственные внебюджетные фонды.

Сектор домашних хозяйств представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования. Сектор включает некорпорированные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ) объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квази-корпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций.

Для отражения операций с единицами-нерезидентами разрабатываются счета “Остального мира”. “Остальной мир” объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические отношения с единицами-резидентами. В состав “Остального мира” включаются в том числе институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

В сборнике представлены счета по институциональным секторам за 2002-2007 гг. Счета за 2006 г. актуализированы по сравнению с предыдущей публикацией в связи с уточнением исходной информации. Счета за 2007 г. публикуются впервые.

В качестве информационной базы для расчетов по сектору “государственное управление” используются данные Отчета об исполнении бюджета (федерального, субъектов РФ, внебюджетных фондов), данные статистического наблюдения за деятельностью внебюджетных фондов, данные Федеральной налоговой службы, данные платежного баланса и др.

В связи с тем, что Отчет об исполнении бюджета составляется на кассовой основе, для выполнения требования формирования показателей счетов по методу начисленных сумм расчеты дополняются данными об изменении задолженности по оплате труда, пенсиям и пособиям, налогам, отчислениям во внебюджетные фонды.

Введение с января 2005 г. новой бюджетной классификация привело к изменению методологии формирования показателей сектора государственного управления, что могло сказаться на некотором изменении охвата отдельных показателей за 2005г. по сравнению с данными предыдущих лет.

Для составления счетов сектора “Домашние хозяйства” используются данные статистики труда о начисленной заработной плате, данные внебюджетных фондов и Отчета об исполнении бюджета о полученных трансфертах и выплаченных налогах, данные платежного баланса об оплате труда, гуманитарной помощи, текущих и капитальных трансфертах, данные банков о процентах по депозитам и потребительскому кредиту, данные статистики торговли и услуг об обороте розничной торговли и объеме платных услуг населению, данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств др. информация.

Счета сектора “Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства” построены на основе данных специального выборочного обследования некоммерческих организаций, которое охватывает общественные и религиозные организации, общественные движения, негосударственные фонды и др. организации, оказывающие услуги домашним хозяйствам и финансирующиеся, главным образом, за счет взносов, пожертвований и т.п.

Счета “Остального мира” строятся на основе данных платежного баланса, разрабатываемого Банком России. Для пересчета данных платежного баланса, выраженных в долларах США, в рубли используются данные Банка России о среднем номинальном курсе доллара США к российскому рублю.

Показатели национальных счетов в основном увязаны с показателями платежного баланса. Однако существуют некоторые особенности. В состав экспорта и импорта товаров в национальных счетах не включается стоимость имущества мигрантов в части потребительских товаров, так как эти операции рассматриваются как другие изменения в активах.

Увязка показателей счетов каждого из институциональных секторов между собой приведена в интегрированной таблице, отражающей основные стоимостные межсекторальные потоки в экономике. Отдельной графой показано потребление условной единицей косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (КИУФП).

Интегрированная таблица национальных счетов построена в соответствии со стандартами СНС 1993 г. Каждая графа таблицы соответствует одному из институциональных секторов, для которых она разрабатывается, причем все графы дублируются, т.е. для каждого из секторов строятся как показатели ресурсов, так и показатели использования. В правой части таблицы отражены ресурсы по каждому из показателей, в левой – их использование. Исключением являются показатели счета товаров и услуг, показатели производства и использования которого расположены наоборот.

В центре таблицы сверху вниз последовательно представлены основные экономические операции и балансирующие статьи, соответствующие каждому счету. При этом каждая балансирующая статья в виде соответствующего показателя отражена в таблице только один раз и относится как к части использования одного счета, так и одновременно к ресурсам счета, следующего за ним. Для удобства чтения таблицы показатели ресурсов и использования, относящиеся к одному и тому же счету, выделены одним цветом.

Данные в интегрированных таблицах могут несколько не совпадать с аналогичными показателями в других таблицах сборника за счет округления до целых.

Национальные счета России в 2001-2008 годах. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009.
Раздел: Годовые показатели системы национальных счетов