Предисловие

В данной публикации представлена статистическая информация, характеризующая основные направления развития стран, входящих в международное объединение "Группа восьми", – Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии.

"Группа восьми" – форум лидеров восьми ведущих индустриальных демократических государств мира. На саммитах "восьмерки" руководители этих стран принимают совместные решения по актуальным вопросам и глобальным проблемам мировой политики и экономики.

Предшественница “Группы восьми” – “Группа семи” была создана в результате состоявшейся 15-17 ноября 1975 г. в Рамбуйе (Франция) встречи глав государств и правительств Франции, США, ФРГ, Японии, Великобритании и Италии1. С 1992 г. "семерка" начала регулярный диалог и практическое взаимодействие по все более широкому кругу вопросов с российской стороной, что привело к созданию на Денверском саммите 1997 г. полноформатной "восьмерки".

Роль "Группы восьми" в международной системе прежде всего определяется большим политическим и экономическим весом ее участников. В состав данного объединения входят четыре из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН. Доля государств "восьмерки" в суммарном валовом внутреннем продукте стран мира составляет почти 70%, в мировом экспорте - около 50%. Члены “восьмерки” обладают в совокупности правом решающего голоса в ключевых международных финансовых институтах – МВФ, МБРР, ЕБРР, Парижском клубе кредиторов.

В центре внимания “Группы восьми” – вопросы глобальной экономики, валютно-финансовой системы, международной безопасности, содействия развитию стран “третьего мира”, ряд глобальных проблем (потепление климата, борьба с опасными болезнями, противодействие транснациональной преступности и др.).

Для России участие в "Группе восьми" – важное средство интеграции в мировую экономику, решения ключевых международных проблем на коллективной основе. В частности, наша страна приняла деятельное участие в выработке ряда решений "Группы восьми" по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, материалов и технологий для его создания, по борьбе с терроризмом.

Вхождение Российской Федерации в "Группу восьми" позволило создать более благоприятные внешние условия для проведения в России экономических реформ и рыночных преобразований. Опираясь на поддержку партнеров по "восьмерке", российской стороне удалось реструктурировать внешнюю задолженность бывшего СССР, расширить доступ к международному кредитному рынку. Укрепление авторитета России в "восьмерке" способствует росту доверия международного делового сообщества к нашей стране, повышению ее кредитного рейтинга, стимулирует приток иностранных инвестиций в отечественную экономику - на долю стран "восьмерки" приходится около трети российского экспорта и более 40% прямых иностранных инвестиций в нашу страну.

Дальнейшему укреплению позиций России в финансово-экономической сфере деятельности "Группы восьми" способствует динамичное экономическое развитие страны в последние годы (по среднегодовым темпам роста ВВП в 1999–2003 гг. наша страна является лидером "восьмерки"), рост золотовалютных резервов, ответственная политика на мировых энергетических рынках, четкая выплата внешних долгов.

Рост национальной экономики позволяет нашей стране наращивать вклад в усилия "Группы восьми", нацеленные на решение острых проблем беднейших стран мира. Так, Россия – один из основных участников программы сокращения задолженности беднейших стран мира.

Важное направление нашего участия в работе "восьмерки" – выработка совместных подходов к решению глобальных проблем. При активном участии России на Эвианском саммите было принято решение о развитии сотрудничества по наиболее перспективным направлениям научно-технического прогресса - в водородной энергетике, био- и агротехнологиях, глобальном мониторинге природных процессов. Это позволит расширить научно-техническое сотрудничество России со странами "восьмерки".

Предстоящее в 2006 г. председательство России в "Группе восьми" будет способствовать дальнейшему продвижению национальных интересов на международной арене, углублению партнерского сотрудничества с ведущими государствами мира.

Содержащаяся в данном сборнике статистическая информация позволяет проанализировать социально-экономическое положение стран "Группы восьми" в 1995-2002 гг. В публикации приводятся данные о динамике и структуре ВВП, в том числе основанные на результатах международных сопоставлений ВВП по паритету покупательной способности валют. Широко представлена информация об изменении других важных экономических показателей – объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортных перевозок. Публикуются данные о состоянии государственных бюджетов, о динамике цен и курсов национальных валют государств "восьмерки".

Значительное внимание уделяется отражению социально-демографических процессов, происходящих в каждой из стран, приведены показатели, характеризующие уровень материального благосостояния и условия жизни населения. Содержится сравнительная информация о ситуации на рынках труда стран, входящих в данное объединение. Приводятся характеристики развития и распространенности средств связи и информатизации общества.

Основные результаты внешнеэкономической деятельности отражены в сборнике с помощью показателей платежного и внешнеторговых балансов стран, удельного веса государств в мировом экспорте и импорте. Приводится также информация о наиболее важных торговых партнерах стран "восьмерки", структуре экспорта и импорта, объемах взаимных инвестиций России и государств ”Группы восьми”.

Отдельными разделами представлены сравнительные данные о развитии науки и о результатах обследований деловой активности организаций в странах, входящих в объединение.

Сборник выпускается впервые. Издание рассчитано на широкий круг пользователей, занимающихся вопросами сравнительного экономического анализа, - сотрудников государственных учреждений, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

"Группа восьми" в цифрах: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2004.


1С 1976 г. в саммитах участвует премьер-министр Канады, с 1977 г. – председатель Комиссии Европейских Сообществ.