Методологические пояснения

Раздел содержит официальную статистическую информацию, характеризующую сферу торговли, общественного питания и платных услуг населению, разрабатываемую Росстатом, Росалкогольрегулированием и Роспотребнадзором.

Более подробно информация о статистике оптовой, розничной торговли, общественного питания и сферы услуг представлена в статистических сборниках Росстата: “Торговля в России. 2019”, “Платное обслуживание населения в России. 2019” (https: // www.gks.ru / folder / 210 /).

Данные о числе предприятий и организаций Российской Федерации получены на основе сведений о государственной регистрации, предоставляемых ФНС России из Единого государственного реестра юридических лиц, а также с использованием сведений о государственной регистрации юридических лиц, поступивших в органы государственной статистики до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, не перерегистрированных и не ликвидированных в установленном порядке.

Оборот организаций торговли – выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.).

Оборот розничной торговли – выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия счета посредством платежных карт (электронных денег).

Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, которое проводится с месячной периодичностью, ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий) и розничных рынков и ярмарок, а также ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров населению через собственные торговые заведения. Оборот розничной торговли также включает стоимость товаров, проданных населению индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

До 2010 г. приводятся данные об обороте розничной торговли продовольственными товарами, который, помимо стоимости проданных населению продуктов питания, включает стоимость алкогольных напитков. С 2010 г. приводятся данные об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Индекс физического объема оборота розничной торговли – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным. Индивидуальные индексы отражают изменение объема продажи одного товара, общий (сводный) индекс физического объема оборота характеризует совокупные изменения товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Продажа населению отдельных потребительских товаров рассчитывается балансовым методом и представляет собой продажу потребительских товаров через розничную торговую сеть, общественное питание, а также социальные трансферты населению в натуральной форме через организации социальной сферы.

Доля импорта отдельных продовольственных товаров в их товарных ресурсах – отношение импорта отдельных продовольственных товаров к их товарным ресурсам, которые определяются, как сумма производства, импорта и изменения запасов на начало и конец периода.

Оборот общественного питания – выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки, проданных населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных: работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей; транспортным организациям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта; для обслуживания приемов, банкетов и т.п.; организациями общественного питания организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объеме фактической стоимости питания; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания; стоимость питания в учебных учреждениях, в том числе предоставляемого для отдельных категорий учащихся на льготной основе за счет средств бюджета, включается в объеме фактической стоимости питания.

Оборот общественного питания включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу кулинарной продукции и покупных товаров для потребления, главным образом, на месте через собственные заведения общественного питания.

Оборот общественного питания приводится в фактических продажных ценах, включающих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Динамику оборота общественного питания характеризует индекс физического объема, который определяется путем сопоставления величины оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли и оборот общественного питания организаций досчитываются на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.

Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, агентов) отражается по фактической стоимости, включая НДС.

Оборот оптовой торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим оптовую торговлю.

Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями (предприятиями), не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий оптовой торговли (кроме микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей (начиная с 2007 г.) и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Оборот оптовой торговли в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах формируется с учетом индекса-дефлятора, при расчете которого используется годовая структура оборота оптовой торговли, индексы потребительских цен на отдельные виды товаров, индексы цен производителей промышленных товаров, индексы цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров, индекс цен приобретения отдельных видов зерна, а также индексы средних фактических экспортных цен на отдельные топливно-энергетические товары (Методологические положения по расчету индекса-дефлятора оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли, утвержденные приказом Росстата от 30.04.2013 № 172).

Информация о деятельности бирж формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организаторами торговли, имеющими лицензию биржи (ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ “Об организованных торгах” (с изменениями) и осуществляющими деятельность по проведению биржевых торгов по сделкам с реальными товарами. В целях проведения федерального статистического наблюдения под реальным товаром понимается товар с немедленной поставкой, имеющийся на складе, или с поставкой в будущем, обладающий индивидуальными свойствами, качествами, в отличие от абстрактного товара в виде, например, фьючерсов, лишенных индивидуальных свойств.

В число бирж (на конец года) включаются биржи, осуществляющие организованную торговлю товарами, и биржи, имеющие торговые (биржевые) секции.

–20.37. Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг по методологии, утвержденной приказом Росстата от 29 сентября 2017 г. № 643.

Индекс физического объема платных услуг населению – относительный показатель, характеризующий изменение объема платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает, на сколько увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Платные услуги населению включают в себя: бытовые, транспортные, почтовой связи и курьерские, телекоммуникационные, жилищные, коммунальные, культуры, туристские, физической культуры и спорта, медицинские, гостиниц и аналогичных средств размещения, специализированных коллективных средств размещения (из них санаторно-курортных организаций), ветеринарные, юридические, системы образования, услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, и др.

Данные о платных услугах населению в распределении по видам приведены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Methodological notes

The section contains official statistical information characterizing trade, catering and paid services to the population, developed by the Federal State Statistics Service, the Federal Service for Regulation of Alcoholic Beverages Market and the Federal Service on Customers' Rights Protection and Human Well-being Surveillance.

More detailed information on the statistics on wholesale and retail trade, catering and services is presented in the statistical handbooks of the Federal State Statistics Service (Rosstat): Trade in Russia. 2019, Paid services to population in Russia. 2019 (https: // www.gks.ru / folder / 210 /).

Data on the number of enterprises and organizations of the Russian Federation are derived on the basis of information on official registration from the Unified State Register of Legal Entities provided by the Federal Tax Service of Russia, as well as using the information received by the government statistics agencies before the enactment of the Federal law “On the official registration of legal entities and individual entrepreneurs” with reference to legal entities that were neither re-registered nor closed down in due order.

Turnover of trade organizations is the net revenue from the sale of goods, products, works and services. The turnover of organizations includes revenues from the sale of goods, previously purchased for the purposes of resale, less VAT, excise tax and other similar compulsory payments; revenues from the sale of intermediary services (fees of brokers (appointees, agents) less VAT); cost of own produced goods, shipped (transferred) to other legal entities and individual entrepreneurs; revenues from other activities (income from the lease of buildings, warehouses and retail space, vehicles and equipment, etc.).

Retail turnover is revenue from the sale of goods to population for their own consumption or for use in households, paid by cash, credit cards, bank pay checks, transfers from depositors’ accounts, under a private person’ order without opening an account, by payment cards (electronic money).

Value of goods sold to certain categories of population with discount or fully paid by social security agencies is fully included in the retail turnover. Retail turnover excludes the cost of goods, sold through retail trade network to legal entities (as well as social security agencies, special customers etc.) and individual entrepreneurs, and also the turnover of catering.

Retail turnover is developed according to full-scale federal statistical observation of organizations not related to small businesses, which is carried out with a monthly periodicity, quarterly sample surveys of small retail enterprises (excluding microenterprises) and retail markets and fairs, as well as annual sample surveys of individual entrepreneurs and microenterprises with the distribution of obtained data to the general universe of observation units.

Retail turnover includes data on organizations for which this activity is the main one, and on organizations of other type of activity that sell goods to the population through their own trading establishments. Retail turnover also includes the cost of goods sold to population by individual entrepreneurs and private persons at retail markets and fairs.

Retail turnover is shown at current sale prices, which include trade margin, value added tax and other compulsory payments.

Before 2010, data on the retail turnover in food products, which, in addition to the cost of food products sold to the population, includes the cost of alcoholic beverages. Since 2010, data has been provided on the retail turnover in food products, including beverages, and tobacco products.

Volume index of retail turnover is a relative indicator characterizing the change in the volume of sales of commodity amount (quantitative factor of turnover) in the current period compared to the base period. Individual indices reflect the change in the sales volume of one product, the general (aggregated) index of the physical volume of turnover characterizes the cumulative changes in the amount of goods. This index shows how the turnover has changed as a result of changes only in its physical volume while excluding the influence of price fluctuations.

Sale to population of certain consumer goods is calculated based on the balance approach and represents the sale of consumer goods through retail trade, catering, as well as social transfers in kind to population through the social organizations.

Share of import of certain goods in commodity resources is the ratio of the import of certain goods to their commodity resources that are determined as the sum of production, import and changes in stock at the beginning and end of period.

Turnover of catering is the revenue from the sale of their own culinary products and purchased goods without culinary processing, sold to the population for consumption, mainly on-site, as well as to organizations and individual entrepreneurs for catering to various population segments.

Turnover of catering includes the cost of culinary products and purchased goods, given to: employees of organizations with a subsequent deduction from wages; on orders food by population to delivery at homes; on workplaces by orders of organizations and individual entrepreneurs; transport organizations of road, air, water transportation; catering for receptions, banquets, etc; by catering organizations to social organizations (schools, hospitals, sanatoria, retirement homes, etc.) in the amount of actual cost of food; for atonements, coupons, etc. in the amount of the actual cost of food; the cost of food in educational institutions, including those provided for certain categories of students on a preferential basis at the expense of the budget, is included in the actual cost of food.

Turnover of catering includes data both on organizations with retail trade as their main activity, and organizations of other kinds of activity that sell culinary products and purchased goods for consumption, mainly on site through their own catering establishments.

Turnover of catering is given at current sale prices prices, including the margin of catering, value added tax and similar obligatory payments.

Changes in turnover of catering are characterized by the index of physical volume, which is determined by comparing the value of turnover in the compared periods at comparable prices.

In accordance with the requirements of the system of national accounts, the retail turnover and the turnover of catering are adjusted on the volumes of activity not observed by direct statistical methods.

Wholesale turnover is presented at current sale prices, including trade margin, value added tax, excise tax, export duties, customs fees and other compulsory payments. The amount of remuneration of brokers (appointees, agents) is reported at actual cost, including VAT.

Wholesale turnover includes data both on organizations with retail trade as their main activity, and organizations of other kinds of activity engaged in wholesale.

Data on wholesale turnover are derived using data of the full-scale federal statistical observation of organizations, which do not belong to small businesses and the sample survey of small businesses engaged in wholesale trade (excluding micro-enterprises) which are conducted monthly, as well as annual sample surveys of individual entrepreneurs (since 2007) and micro-enterprises with the extension of collected data to the general universe of observation units.

Wholesale turnover as a percent of the previous year at constant prices is developed taking into account the deflator index, which is calculated using the annual structure of wholesale turnover, consumer price indices for certain types of goods, producer price indices for industrial goods, price indices for certain types of goods purchased by organizations, price index of the acquisition of certain types of grain, as well as the average current export price indices for certain fuel and energy products (Methodological provisions on calculating the deflator index for the wholesale organizations turnover approved by Rosstat order of 30.04.2013, No172).

Information on activity of Commodity Exchanges is developed based on the data of the full-scale federal statistical observation of traders that have the license of Exchange (art. 9 of the Federal law of 21.11.2011 No 325-FZ “On Exchange Trading” (as amended)) and engaged at spot market trading activity. For the purposes of statistical observation spot trade is understood as immediate delivery transactions of goods available in stock or future delivery of goods with specific properties as opposed to abstract goods, for instance, in the form of futures deprived of individual properties.

Number of Exchanges (at the end of year) includes Exchanges conducting trade in goods and Exchanges with trading (exchange) sections.

Volume of market services represents the monetary equivalent of the volume of services provided by residents of the Russian economy (legal entities and private persons engaged in entrepreneurial activities without establishing a legal entity (individual entrepreneurs) to citizens of the Russian Federation, as well as to citizens of other states (non-residents) who consume certain services on the territory of the Russian Federation. This indicator is developed using the data of federal statistical observations and the assessment of unobservable activities at market according to the methodology approved by the Order of Rosstat of September 29, 2017 No. 643.

Volume index of market services characterizes changes in the volume of market services within the current period compared with the base period. This index shows the extent of the volume change at market services resulting from the changes in its volume only, without the influence of price fluctuations.

Paid services to the population include: personal services, transport, postal services and courier, telecommunications, housing, public utilities, cultural, tourist, physical culture and sports, medical, hotels and similar accommodation facilities, specialized collective accommodation facilities (of which health resorts), veterinarian, judicial, educational system, services provided to elderly citizens and people with disabilities, etc.

In the tables data on paid services to the population broken down by type are presented in accordance with the Russian Classification of Products by Economic Activities.

Российский статистический ежегодник. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. - стр. 446.
Раздел: Торговля и услуги населению