Методологические пояснения

Раздел содержит показатели экономического и социального развития России в сравнении с зарубежными странами за период с 2005 г. Материалы подготовлены на основе статистических публикаций международных организаций (Организации Объединенных Наций (ООН), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростата, Статкомитета СНГ) и национальных статистических органов. Данные по России и зарубежным странам приведены к сопоставимому виду с учетом особенностей расчета отдельных показателей в различных странах. Некоторые показатели уточнены по сравнению с опубликованными ранее, отдельные показатели за 2014 г. являются предварительными.

Более подробная информация о социально-экономическом положении России в сравнении с другими странами мира содержится в статистических сборниках Росстата: «Россия и страны - члены Европейского союза. 2015», «Россия и страны мира. 2014», «Беларусь и Россия. 2015», «БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015», а также в ежеквартальном бюллетене «Россия и страны СНГ» (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/).

Для повышения достоверности результатов международных сопоставлений Статистический Отдел ООН в сотрудничестве с другими международными организациями (в частности, со Всемирным банком), национальными статистическими службами и исследовательскими организациями (в частности, Группой международных сопоставлений Университета Пенсильвании) разработали в конце 1960-х годов Проект международных сопоставлений (ПМС ООН; с 1989 г. Программа международных сопоставлений). Этот проект был основан на расчете паритетов покупательной способности (ППС) национальных валют.

Принятие Программы связано с тем, что пересчет национальных стоимостных показателей в единую валюту на основе валютных курсов неадекватно отражает сравнительную покупательную способность национальной валюты на внутреннем рынке. Пересчет ВВП по валютному курсу в странах переходного периода и в развивающихся странах приводит к искажению данных за счет многих факторов: фактический валютный курс не отражает исходный экономический потенциал, динамика изменения курса не совпадает с динамикой инфляции на внутреннем рынке, ежедневные колебания валютного курса носят спекулятивный характер и т. п.

Предыдущие раунды ПМС проводились за базисные 1970, 1973, 1975, 1980, 1985, 1993, 2005 гг. В связи с ростом числа участников сопоставлений с 1980 г. международные сопоставления проводятся по региональному принципу один раз в 3-5 лет. Европейские страны участвовали в Европейской программе сопоставлений (ЕПС, раунды 1980, 1985, 1990, 1993, 1996, 1999 гг.). С конца 90-х годов большинство стран Европы стали членами ЕС, и сопоставления в ЕС, координируемые Евростатом, стали ежегодными в силу административного использования результатов сопоставлений. Неевропейские страны - члены ОЭСР остались до настоящего времени на трехлетнем цикле – 2002, 2005, 2008, 2011 гг. В этой связи объединенные сопоставления ОЭСР – Евростата осуществляются каждые 3 года.

Начиная с 1993 г. Российская Федерация участвовала в международных сопоставлениях ВВП за 1993, 1996, 1999, 2002, 2005, 2008 и 2011 гг.

В настоящее время проводятся международные сопоставления ВВП по данным за 2014 г.

В международных сопоставлениях ВВП ОЭСР – Евростата за 2011 г. приняли участие 47 стран, включая Российскую Федерацию. В Глобальном раунде международных сопоставлений ВВП стран мира за 2011 г. приняли участие 179 стран, включая Российскую Федерацию и 8 стран – членов СНГ.

ООН, Европейский союз и ОЭСР используют результаты сопоставлений для целей сопоставительного анализа, расчета региональных и субрегиональных агрегированных показателей и индексов роста. МВФ использует результаты международных сопоставлений для измерения относительного размера экономики различных стран в издании "Всемирный экономический прогноз". Программа развития ООН использует данные ППС для расчета показателей развития. В Европейском союзе размер программ помощи, примером которых могут служить структурные фонды, выделяемые в рамках общего бюджета Европейской комиссии, зачастую определяется на основе результатов международных сопоставлений. Всемирный банк использует данные ППС для измерения уровня бедности. Правительственные органы, государственные и частные компании, банки, исследовательские институты, университеты, пресса и отдельные исследователи используют ППС, стоимостные показатели в единой валюте, индексы физического объема и другие данные ПМС (ЕПС) для целей сравнительного международного анализа.

Базовый подход международных макроэкономических сопоставлений заключаются в следующем:

1. ВВП каждой страны разбивается на ряд однородных товарных групп («первичные группы») по компонентам конечного использования (фактическое конечное потребление домашних хозяйств, фактическое конечное потребление государственного управления, валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей, чистый экспорт товаров и услуг). В сопоставлениях ОЭСР – Евростата за 2011 г. выделялись 202 первичные группы, в сопоставлениях государств - участников СНГ – 183 первичные группы. В Глобальном раунде сопоставлений – 155 первичных групп.

2. В рамках каждой товарной группы производится регистрация национальных цен на отобранные репрезентативные товары и услуги по согласованному списку товаров-представителей. Согласно процедуре каждой стране было предложено включить в перечень продуктов для каждой первичной группы по меньшей мере один продукт, репрезентативный для структуры ее национального потребления. При расчете паритетов первичных групп учитывалась информация о характерности для внутреннего рынка товаров-представителей. Окончательный список товаров-представителей в сопоставлениях за 2011 г. включал около 3000 наименований потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Для расчета ППС на уровне первичных групп соотношения цен на эти отдельные товары в различных странах подвергаются агрегированию. Затем эти ППС взвешиваются с использованием весов структуры расходов для расчета ППС по всем уровням агрегирования, вплоть до уровня ВВП. Используемая методология расчетов результатов сопоставлений позволяет получать результаты сопоставлений, независимые от выбора счетной единицы (денежной единицы) и базовой страны.

3. Стоимостные показатели конечных расходов по ВВП в национальной валюте по всем уровням агрегирования пересчитываются в «международно-сопоставимые» показатели с помощью соответствующих ППС.

Данные о потреблении продуктов питания являются оценками ФАО или национальных статистических служб и рассчитываются балансовым методом на основе официальной статистики о производстве продуктов, импорте, экспорте, расходах на непищевые цели и об изменении запасов продуктов в течение года.

Индексы физического объема ВВП и физического объема ВВП на душу населения.

Номинальные стоимостные показатели в национальной валюте пересчитываются с помощью паритетов покупательной способности в реальные величины. Отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к ВВП на душу населения базисной страны (группы стран) называется индексом физического объема ВВП на душу населения.

Общие индексы физического объема и индексы физического объема на душу населения на уровне ВВП и его компонентов расходов рассматриваются в качестве основных результатов международных сопоставлений. Показатели физического объема, выраженные в единой валюте, могут использоваться для расчета групповых, субрегиональных и региональных итогов и определения доли каждой страны (или региона) в итоговой цифре.

Паритеты покупательной способности представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (или одну единицу общей валюты группы стран). Например, для покупки в США в 2011 г. условной корзины товаров необходимо иметь 100 долларов США. Для покупки той же корзины товаров в России необходимо иметь 1735 рублей. ППС рассчитываются по каждому уровню агрегирования ВВП. В сопоставлениях ОЭСР - Евростата ППС традиционно выражаются в долларах, в Европейском союзе - в стандарте покупательной силы (СПС) (эквивалентно евро).

Сопоставимый уровень цен рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления "более дешевых" или "более дорогих" стран по сравнению с другой страной. Индексы сопоставимого уровня цен рассчитываются по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель применяется при разделении стран на "дешевые" (с низкими значениями показателя) и "дорогие" (с высоким национальным уровнем цен). Этим показателем широко пользуются туристы на бытовом уровне. Выявлена закономерность: более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимые уровни цен. Резкие изменения сопоставимого уровня цен во времени обычно свидетельствуют о значительных изменениях позиций страны на международных рынках.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – число лет, которое в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель.

Стандартизованные коэффициенты смертности рассчитываются путем взвешивания возрастных коэффициентов смертности по стандартной возрастной структуре населения. В качестве стандарта использован мировой возрастной стандарт населения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

По методологии ВОЗ коэффициент младенческой смертности представляет собой отношение числа детей, умерших в возрасте до 1 года, к общему числу живорожденных за этот же период, умноженное на 1000.

Следует отметить, что значительное влияние на величину коэффициента младенческой смертности, а также коэффициента материнской смертности оказывает использование определения «живорождение», которое в отдельных странах отличается от определения, принятого в практике ВОЗ. Это обстоятельство, а также то, что в некоторых государствах невозможно обеспечить полную регистрацию всех случаев смерти и рождения, необходимо принимать во внимание при проведении сравнительного анализа показателей между странами.

К занятым в экономике, в соответствии с методологией МОТ, относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый краткий период (одна неделя или один день) выполняли работу по найму за вознаграждение, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода (хотя бы в течение одного часа); временно отсутствовали на работе по различным причинам; выполняли работу в качестве помогающего на семейном предприятии. К занятым в экономике также относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для продажи или обмена.

К безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в СМИ, Интернет, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе в течение рассматриваемого периода (в России – в течение обследуемой недели).

По большинству стран статистическая информация о численности занятых в экономике и безработных приведена в среднегодовом исчислении на основе месячных, квартальных или полугодовых данных выборочных обследований рабочей силы.

По России данные о численности занятых и безработных получены по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости. В обследовании участвует население в возрасте 15-72 лет.

Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - стр. 666.
Раздел: Международные сравнения