Методологические пояснения

Раздел представляет статистику розничной и оптовой торговли, общественного питания и потребительского рынка услуг. Публикуются статистические данные, характеризующие деятельность организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания. Состояние розничной торговли иллюстрируют данные об обороте розничной торговли, его товарной структуре в динамике. Приведена также информация о продаже основных продовольственных и непродовольственных товаров, качестве товаров, поступающих на потребительский рынок. В разделе содержатся статистические данные об обороте оптовой торговли, запасах товаров (продукции) в организациях оптовой торговли, о деятельности товарных бирж.

Данные об обороте розничной торговли, общественного питания за 2005 г., об обороте оптовой торговли – за 2000-2004 гг. уточнены по итогам обследований субъектов малого предпринимательства.

В разделе приведены итоги регулярных выборочных конъюнктурных обследований деловой активности организаций розничной торговли.

Помещена информация об объеме платных услуг населению в целом и по отдельным видам услуг. Динамику оборота розничной торговли и объема платных услуг населению характеризуют индексы физических объемов, исчисленные путем сопоставления их величин за отчетный и базисный периоды с учетом снятия инфляционной составляющей с помощью индекса потребительских цен на товары и услуги.

Раздел содержит также информацию об основных показателях деятельности организаций, которые оказывают услуги в области рекламы, аудита и посреднические услуги в сделках с недвижимостью. Государственное статистическое наблюдение за указанными видами деятельности организовано с 1995 г. и охватывает только те организации, для которых соответствующий вид деятельности является основным.

Более подробно информация о статистике оптовой, розничной торговли, общественного питания и сферы услуг представлена в сборнике Госкомстата России “Сфера услуг в России. 2000”, в сборниках Росстата “Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2004”, “Торговля в России. 2005”.

Оборот организаций оптовой (розничной) торговли – выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.)

Оборот розничной торговли - стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он отражает фактическую выручку торгующих организаций от продажи товаров населению, включая товары частично или полностью оплаченные органами социальной защиты. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.

В таблицах приведен индекс физического объема оборота розничной торговли – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным. Индивидуальные индексы отражают изменение объема продажи одного товара, общий (сводный) индекс физического объема оборота характеризует совокупные изменения товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Оборот общественного питания – выручка от реализации собственной кулинарной продукции и покупных товаров, проданных населению для потребления главным образом на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных: работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей; транспортным организациям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта; для обслуживания приемов, банкетов и т. п.; организациями общественного питания организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объеме фактической стоимости питания; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания; учащимся школ за счет родительской платы, а также в столовых школ, техникумов, высших учебных заведений и других образовательных учреждениях за наличный расчет.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу населению товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания) или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий и розничных рынков, ярмарок, выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли и общественного питания организаций досчитываются на объемы скрытой деятельности.

Оборот розничной торговли продовольственными товарами, помимо стоимости проданных населению продуктов питания, включается стоимость алкогольных напитков.

Валовая прибыль организаций торговли – разность между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС налога с продаж и аналогичных обязательных платежей).

Ежеквартальные обследования деловой активности организаций розничной торговли1) представляют собой репрезентативные выборочные обследования, представительные по территориальному признаку, охватывающие все группы организаций по формам собственности и размеру. При распространении выборочных оценок показателей деловой активности на генеральную совокупность они корректируются в соответствии со структурой генеральной совокупности.

В качестве простых индикаторов результатов обследований используются балансы оценок показателей (в процентах), определяемые как разность долей респондентов, отметивших “увеличение” и “уменьшение” показателя по сравнению с предыдущим периодом, или как разность долей респондентов, оценивших уровень показателей как “выше нормального” и “ниже нормального” уровня.

На основе балансов оценок рассчитывается композитный индикатор - индекс предпринимательской уверенности. В розничной торговле индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния торговых организаций.

В разделе информация представлена в виде среднеарифметических значений балансов ежеквартальных обследований за каждый анализируемый год.

Оборот оптовой торговли – стоимость отгруженных товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается на объемы скрытой деятельности.

Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара определяется как отношение величины продажи к суммарному объему производства и импорта соответствующего товара.

Объем платных услуг населению отражает общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему (или членам его семьи) услугу или его организацией (предприятием), в которой он работает. Производителями услуг выступают исключительно резиденты российской экономики (организации, предприятия, индивидуальные предприниматели различных видов деятельности, зарегистрированные на территории Российской Федерации). Потребителями услуг являются граждане Российской Федерации, а также граждане других государств (нерезиденты), потребляющие те или иные услуги на территории Российской Федерации. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению крупными и средними организациями и малыми предприятиями, некорпоративными предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

Платные услуги населению включают в себя: бытовые, транспортные, услуги связи, жилищные, коммунальные, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги системы образования, культуры, туристские, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера и др. В табл. 20.35, 20.37, 20.38, 20.42-20.44 данные о платных услугах населению в распределении по видам приведены в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению с учетом внесенных в него в установленном порядке изменений.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) рекламная деятельность включает: подготовку и размещение рекламы; рекламирование в средствах массовой информации путем продажи времени и места рекламы; воздушную рекламу; распространение или адресную рассылку рекламных материалов, доставку рекламных образцов; предоставление места для рекламы.

Под аудиторской деятельностью понимается деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по оказанию сопутствующих аудиту услуг: постановка, ведение и восстановление бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, консультирование (экономическое, финансовое, правовое), оценка стоимости имущества, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и др.

К сделкам с недвижимостью относится: купля-продажа, мена, аренда, рента, управление, дарение, наследование недвижимого имущества и др. Содержанием посреднических услуг в сделках с недвижимостью является: подбор вариантов, оформление всех необходимых для совершения сделки документов, консультирование юристами и агентами фирм участников сделки по возникающим проблемам.

Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр. 558.
Раздел: Торговля и услуги


1) Обследования проводятся Росстатом по методологии Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации.