Методологические пояснения

Органами государственной статистики проводится сбор информации об уровне цен на товары и услуги и на ее основе осуществляются расчеты изменения цен в отдельных секторах экономики.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих как уровни цен, так и их изменение.

Система показателей статистики цен представлена следующими направлениями:

комплексная информация о динамике цен во всех сферах экономики, включая расчет индексов цен;

информация об уровнях и соотношениях цен на важнейшие виды продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров и платных услуг, оказанных населению.

Система показателей статистики цен используется как для изучения ценовых процессов, так и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.

Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, на рынке жилья, цен и тарифов производителей на промышленную продукцию, в строительстве, на реализованную сельскохозяйственную продукцию, на грузовые перевозки и на услуги связи для юридических лиц, а также цен на приобретаемые промышленными, строительными и сельскохозяйственными организациями материально-технические ресурсы. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров (продукции, услуг)-представителей по выборочному кругу организаций всех типов и форм собственности и отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг.

Такой расчет является основным способом получения данных о динамике цен, базирующимся на международных стандартах и учитывающим особенности развития экономики Российской Федерации. Расчет индексов цен строится на базе выборочного метода, основанного на предварительном отборе базовых организаций, территорий и товаpов (продукции, услуг)-пpедставителей. Базовые объекты разделяются по группам в соответствии с видом деятельности, местонахождением и по возможности другими характерными особенностями, такими как, например, тип торговой организации (небольшой магазин или универмаг), объем выпуска (продаж) или количество занятых и др.

В набор товаров (продукции, услуг)-представителей включаются важнейшие их виды и малые товарные группы с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.

Исчисление индексов цен проводится на основе весов базисного и реже отчетного периодов. В зависимости от выбранной структуры весов используются следующие стандартные формулы.

Формула, построенная на основании весов отчетного периода (формула Пааше):

Условные обозначения здесь и далее:

q1(0) - количество товара (продукции, услуг) в отчетном (базисном) периоде;

p1(0) - цена единицы товара (продукции, услуги) в отчетном (базисном) периоде;

ip - индекс цен товара (продукции, услуги).

Индекс цен Пааше представляет собой сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам текущего периода, или гармоническую среднюю индексов цен, взвешенных по стоимости в текущем периоде.

Формула, постpоенная на основании весов базисного пеpиода (фоpмула Ласпейреса):

Индекс цен Ласпейреса пpедставляет собой сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам базисного периода, или среднее арифметическое индексов цен, взвешенных по стоимости в базисном периоде.

В настоящее время в статистической практике Российской Федерации все чаще отдается предпочтение модификации стандартной формулы Ласпейреса, которая имеет следующий вид:

Модификация состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цены, т.е. в каждый период времени базовые веса умножаются на последнее значение индекса цен. Такой подход позволяет сохранить постоянную натуральную основу весов при изменении ее стоимостной оценки в соответствии с изменением цен по группам товаров.

Эта формула является более универсальной по сравнению со стандартной формулой Ласпейреса, поскольку в ней используется непрерывная цепь вычислений, что облегчает задачу замены товаров при нестабильном состоянии производства и реализации.

На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние цены по товарам (продукции, услугам)-представителям и изменения средних цен.

Средние цены по Российской Федерации определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных регионов.

В анализе движения цен наряду с индексами используют динамические ряды средних цен, позволяющие изучать соотношения цен на отдельные товары и услуги.

Средние цены по товарам (продукции, услугам) складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен, исчисленных по отдельным товарам-представителям, прежде всего тем, что учитывает не только изменение конкретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги.

Важнейшими из факторов, влияющих на структурные сдвиги, являются следующие: появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен и т. д. В связи с этим средние цены не всегда могут быть использованы для характеристики динамики цен.

Наряду с динамическими рядами средних цен важное место в анализе ценовой информации занимают пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставления уровней цен по различным каналам реализации товаров и т. д.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде по отдельным регионам и России в целом. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете показателей системы национальных счетов текущих цен в постоянные цены.

Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков:

данных об изменении цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке,

данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.).

Наблюдение за ценами и тарифами производится во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного спроса (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Наблюдение за уровнем и динамикой цен ведется по конкретным видам товаров и услуг.

Исходной информацией для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на конкретные товары и услуги. На их основе определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на конкретные товары и услуги. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар.

При агрегации индексов цен на отдельные товары, товарные группы и услуги в целом по региону, федеральному округу, Российской Федерации используются индивидуальные индексы товаров по городам и удельные вес численности населения обследуемой территории в общей численности России.

Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги в целом по региону, федеральному округу, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, федеральному округу, Российской Федерации в целом.

Расчет ИПЦ за квартал, период с начала года и др. определяется "цепным" методом, т.е. путем перемножения месячных, (квартальных и т.д.) индексов потребительских цен.

Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе минимального набора продуктов питания для мужчин трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192). Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Указанный показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации используются единые (установленные в целом по Российской Федерации) минимальные объемы потребления, в то время как при расчете величины прожиточного минимума – объемы, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.

В набор входят: хлеб ржано-пшеничный (115,0 кг), хлеб пшеничный (75,0 кг), мука пшеничная (22,0 кг), рис (5,0 кг), пшено (6,0 кг), бобовые (7,3 кг), вермишель (6,0 кг), картофель (150,0 кг), капуста (35,0 кг), морковь (35,0 кг), лук репчатый (20,0 кг), огурцы свежие (1,8 кг), яблоки (18,6 кг), сахар (20,0 кг), конфеты (0,7 кг), печенье (0,7 кг), говядина (15,0 кг), баранина (1,8 кг), свинина (4,0 кг), птица (14,0 кг), рыба мороженая (14,0 кг), сельди (0,7 кг), молоко (110,0 л), сметана (1,8 кг), масло животное (1,8 кг), творог (10,0 кг), сыр (2,5 кг), яйца (180 шт.), маргарин (6,0 кг), масло растительное (7,0 кг), соль (3,65 кг), чай (0,5 кг), специи (0,73 кг). Объемы потребления приведены в расчете на год.

Индексы цен на первичном и вторичном рынке жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен соответственно на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего приватизированного жилого фонда, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и крупных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики, а также район их расположения в городе. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен по территориям. В качестве весов выступают данные о вводе в действие квартир за предыдущий год и численности городского постоянного населения на начало отчетного года.

Индексы цен производителей промышленной продукции рассчитываются на основании регистрации цен на товары-представители в базовых промышленных организациях. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены промышленных организаций на произведенную продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке (без косвенных налогов - налога на добавленную стоимость, акциза и др.). В качестве товаров-представителей принимаются однородные группы продукции с точки зрения основных качественных параметров, а также потребительских свойств, характера используемого сырья, материалов и технологических процессов при их производстве. Набор товаров-представителей включает более 800 укрупненных товарных групп практически всех отраслей промышленности. Наблюдение за ценами производителей осуществляется более чем в 6,5 тыс. промышленных организаций.

Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы соответствующих подотраслей, отраслей и на промышленность в целом. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении в базисном периоде.

Индексы цен на приобретенные промышленными организациями топливно-энергетические ресурсы исчисляются на основании регистрации цен на их основные виды. Средняя цена приобретения включает, помимо цены производства, транспортные, сбытовые расходы, налоги, акциз и рассчитывается на основе данных о количестве и стоимости продукции, приобретенной организациями, охваченными наблюдением. Построение индексов цен приобретения предусматривает систему взвешивания на основе данных о стоимости приобретенной продукции за базисный период по сопоставимому кругу организаций.

Индексы цен на приобретенное промышленными организациями зерно для основного производства рассчитываются на основе зарегистрированных цен на зерновые, зернобобовые и масличные культуры, предназначенные для промышленной переработки.

Наблюдение ведется по выборочному кругу промышленных организаций, приобретающих зерно для основного производства у отечественных производителей.

Средние цены приобретения зерна включают, помимо цены производства, НДС, наценку торгово-посреднических структур, а также затраты, связанные с организацией закупки, продажи, хранения и доставки зерна.

Расчет средних цен и индексов цен как по Российской Федерации, так и по регионам осуществляется по видам культур и направлениям их использования: на продовольственные и фуражные цели, в производстве масложировой, пивоваренной, спиртовой, крахмало-паточной промышленности.

Построение индексов цен приобретения зерна предусматривает использование в качестве весов данных о среднем количестве приобретения наблюдаемых видов культур в натуральном выражении за базисный период.

Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию исчисляется на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды продуктов-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах и аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п. Цены реализации сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость и дотаций.

Индекс цен производителей в строительстве отражает изменение инвестиций в строительство объектов различных отраслей экономики и рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен на строительно-монтажные работы, машины и оборудование и прочие капитальные работы и затраты, взвешенных по доле этих элементов в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Расчет индекса цен на строительно-монтажные работы проводится на основе данных формы отчетности о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные в базовых подрядных организациях на всей территории России, а также на базе технологических моделей, разработанных по отраслям экономики с учетом территориальных особенностей строительства.

Индекс цен на машины и оборудование исчисляется по данным об изменении цен производителей оборудования, используемого в строительстве, а также транспортных, снабженческо-сбытовых расходов и ставки налога на добавленную стоимость.

Показатель изменения цен на прочие капитальные работы и затраты определяется из индексов цен на основные составляющие этих работ (проектно-изыскательские работы, работы по эксплуатационному и глубокому разведочному бурению и другие затраты).

Индексы тарифов на грузовые перевозки позволяют определить изменение фактически действующих тарифов на грузовые перевозки за отчетный период без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду груза, размеру отправки, скорости доставки, расстоянию перевозки, территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузоподъемности и по другим признакам.

Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта рассчитывается исходя из индексов тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта (железнодорожным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомобильным, воздушным), взвешенных на доходы от перевозок грузов соответствующими видами транспорта за базисный период. По каждому виду транспорта регистрируются тарифы на услуги-представители. За услугу-представитель принимается перевозка одной тонны массового груза определенным видом транспорта на фиксированное расстояние. Обследование тарифов осуществляется в выборочной совокупности транспортных организаций.

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц характеризует изменение тарифов на услуги связи для бюджетных и коммерческих организаций, оказываемые как по свободным тарифам, так и по регулируемым на федеральном уровне.

Наблюдение осуществлялось по 13 услугам-представителям, на которые регистрировался тариф, установленный в отчетном периоде.

При расчете сводных индексов тарифов в качестве весов используются данные о доходах от услуг связи за предыдущий год.

Средние экспортные/импортные цены представляют собой отношение общей стоимости экспортируемого/импортируемого вида товара к его количеству.

Такой подход обусловлен особенностями учета объединений, предприятий, фирм и организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность, который позволяет использовать для расчетов лишь сводные показатели стоимостного объема и количества экспортируемых /импортируемых товаров.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий показатель, характеризующий масштабы экономики страны. ВВП представляет собой конечный результат производственной деятельности институциональных единиц – резидентов экономики страны.

На стадии производства ВВП исчисляется путем суммирования валовых добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики, и чистых налогов на продукты.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Номинальный размер денежных доходов населения – абсолютный показатель, представляющий собой фактически сложившийся в отчетном периоде объём денежных доходов.

Реальный размер денежных доходов населения – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг.

Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку ювелирных изделий, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями в основной капитал.

Реальная начисленная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы текущего периода на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Среднедушевые денежные доходы населения исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения.

Учет экспорта товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница страны-экспортера, т.е. в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.

Учет импорта товаров производится по ценам СИФ или франко-граница страны-импортера, т.е. в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.

Денежная масса (М2) (национальное определение) представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, населения на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”. Кредитная организация образуется как хозяйственное общество.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Официальный курс доллара США к российскому рублю – устанавливается Банком России каждый рабочий день на основе котировок текущего рабочего дня биржевого и внебиржевого межбанковских валютных рынков по операциям “доллар США – российский рубль”.

Объем вкладов физических лиц – депозиты до востребования, срочные депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц – резидентов и нерезидентов, средства на счетах индивидуальных предпринимателей в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также неисполненные обязательства по договорам на привлечение средств по депозитам и прочим привлеченным средствам физических лиц – резидентов и нерезидентов. Объем вкладов по Сбербанку России приведен по данным Сбербанка России с учетом зарезервированных процентов.

Сопоставимый уровень цен представляет собой отношение паритета покупательной способности (ППС) к валютным курсам. Он позволяет измерять различия в уровнях цен между странами по каждому компоненту расходов конечного использования ВВП. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления “более дешевых” или “более дорогих” стран по сравнению с другой страной. Этот показатель (которым широко пользуются туристы на бытовом уровне) применяется при разделении стран на “дешевые” (с низкими значениями показателя) и “дорогие” (с высоким национальным уровнем цен). Выявлена закономерность, что более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимые уровни цен. Если сопоставимый уровень цен равен 100, то ППС равен валютному курсу. Если значение данного показателя больше 100, то валютный курс выше ППС. Сопоставимый уровень цен является расчетным показателем проведения международных сопоставлений.

Цены в России: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - стр. 160.