Методологические пояснения

В разделе представлены данные о структуре коммерческих перевозок грузов и структуре пассажирооборота, о протяженности и плотности транспортных путей сообщения, интенсивности перевозок грузов по видам путей сообщения, дорожно-транспортных происшествиях и пострадавших в них.

Информация по Российской Федерации сформирована Росстатом по данным, предоставленным Росморречфлотом, Росавиацией, МВД России; данные за 2018 г. уточнены по итогам годовых отчетов. Перевозки грузов и пассажиров по автомобильному транспорту представлены с учетом оценки объемов транспортной работы, выполненной организациями, относящимися к субъектам малого предпринимательства.

Транспорт, как вид хозяйственной деятельности, подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребности юридических лиц и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения организациями всех видов экономической деятельности. К коммерческим перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки за плату пассажиров или грузов.

Регулярные перевозчики на воздушном транспорте – организации, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, грузов и почты, а также авиационные работы по обслуживанию отраслей экономики как на регулярной, так и на нерегулярной основе. К регулярным перевозкам относятся полеты, запланированные и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием за плату, или достаточно частые полеты, которые поддаются определенной систематизации и доступны для общественного пользования, а также дополнительные полеты, вызванные перегрузкой регулярных рейсов.

Нерегулярные перевозчики на воздушном транспорте – организации, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, грузов и почты и авиационные работы по обслуживанию отраслей экономики только на нерегулярной основе (чартерные (заказные) полеты, спецрейсы, туристские маршруты, не отнесенные к регулярным перевозкам).

По всем видам транспорта общего пользования, кроме автомобильного, объем перевезенных грузов показывается по моменту отправления. На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия.

Пассажирооборот характеризует перевозку пассажиров с учетом расстояний, на которые перевезены пассажиры.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – протяженность в километрах железнодорожных линий Белорусской железной дороги и железнодорожных линий общего пользования Российской Федерации, измеряемая по оси главного пути, а на многопутных линиях - кратчайшего главного пути между осями раздельных пунктов (станций, разъездов, обгонных пунктов), ограничивающих эту линию.

Автомобильные дороги общего пользования (включая улицы) – автомобильные дороги, предназначенные для использования любыми лицами с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь. В зависимости от функционального назначения они подразделяются на республиканские автомобильные дороги и местные автомобильные дороги.

В России к автомобильным дорогам общего пользования (включая улицы) относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В зависимости от значения они подразделяются на: дороги федерального значения, относящиеся к федеральной собственности, дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации, дороги местного значения, относящиеся к муниципальной собственности.

Магистральные трубопроводы включают в себя магистральные нефтепроводы, магистральные нефтепродуктопроводы и магистральные газопроводы.

Интенсивность перевозок грузов на один километр длины путей (железнодорожных путей, автомобильных дорог, трубопроводов) определяется делением грузооборота на протяженность путей.

Дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель и ранение людей, в Беларуси – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате чего погибли или ранены люди. В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте ДТП или в течение 30 суток с момента происшествия при наличии документально подтвержденной причинно-следственной связи между наступлением смерти и ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие в России – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В федеральное статистическое наблюдение по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. С 2010 г. данные о погибших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах и улицах приведены в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 г. ¹ 1502 “Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утративши силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”, согласно которым погибшим в результате дорожно-транспортного происшествия считается лицо, являвшееся участником дорожно-транспортного происшествия, умершее на месте дорожно-транспортного происшествия либо от его последствий в течение 30 последующих суток (до 2010 г. – в течение 7 суток); раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его лечение в медицинских организациях в стационарных условиях на срок не менее одних суток либо амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара.

Беларусь и Россия. 2020: Стат.сб./Росстат. - М., 2020. - стр. 139.
Раздел: Транспорт и связь