Методологические пояснения

В разделе представлены данные о государственных, муниципальных и частных организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального, основного и среднего общего образования; образовательным программам среднего профессионального образования; образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

По России приводятся статистические данные, формируемые Росстатом, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, по Беларуси – данные, формируемые Министерством образования Республики Беларусь.

В России профессиональное образование может быть получено при наличии соответствующих лицензий:

среднее – в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки специалистов среднего звена;

высшее – в образовательных организациях высшего образования и научных организациях.

В Беларуси среднее специальное и высшее образование может быть получено при наличии лицензий:

среднее специальное – в учреждениях среднего специального образования (колледжах, а также иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования);

высшее образование – в учреждениях высшего образования (классических университетах, профильных университетах (академиях, консерваториях), институтах, высших колледжах). Подразделяется на две ступени: на I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием; на II ступени высшего образования (магистратура) обеспечивается углубленная подготовка специалиста с присвоением степени магистра.

В общую численность студентов включены иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся в России на условиях общего приема (без учета слушателей подготовительных курсов (факультетов). В Беларуси численность учащихся, студентов и магистрантов учреждений среднего специального и высшего образования приводится, включая иностранных граждан, обучающихся в республике.

Аспирантура – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях и иных организациях.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура) (п. 4 ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012 ¹273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

В России аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров (п. 4 ст. 33 Федерального закона от 29.12.2012 ¹ 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Подготовка аспирантов осуществляется по направлениям подготовки высшего образования, утвержденным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

В Беларуси аспирантура (адъюнктура) – I ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук.

В России докторантура – форма подготовки научных кадров.

Докторанты – лица, имеющие ученую степень кандидата наук и направленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук соответствующие требованиям, указанным в разделе II Положения о докторантуре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2014 ¹267.

В Беларуси докторантура – II ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук.

В России численность аспирантов начиная с отчета за 2019 год приводится на конец года, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся на условиях общего приема. Численность докторантов приводится на конец года, включая граждан государств-участников СНГ и других зарубежных стран.

В Беларуси численность обучающихся в аспирантуре и докторантуре приводится на конец года, до 2013 года включая граждан стран, входящих в СНГ, с 2013 года – и других зарубежных стран.

Беларусь и Россия. 2020: Стат.сб./Росстат. - М., 2020. - стр. 67.
Раздел: Образование