Методологические пояснения

В объем реализации продуктов сельского хозяйства включается продажа продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями по всем каналам: перерабатывающим предприятиям, организациям оптовой торговли, на рынках, биржах, аукционах, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и др.

Информация о продовольственных ресурсах и их использовании формируется на базе данных федерального государственного статистического наблюдения предприятий и организаций перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, торговли, данных обследования домашних хозяйств, таможенной статистики и других, характеризующих источники образования продовольственных ресурсов и направления их использования за календарный год.

Производство промышленной продукции в натуральном выражении показано, как правило, по валовому выпуску, т.е. включая продукцию, израсходованную на промышленно-производственные нужды внутри данного предприятия и выработанную из давальческого сырья. Давальческое сырье - это сырье, принадлежащее заказчику и переданное им на промышленную переработку другим предприятиям для производства из него продукции в соответствии с заключенными договорами.

Для исчисления индекса промышленного производства используется метод, основанный на динамике натуральных показателей продукции по установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс.

Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению за наличный расчет потребительских товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых розничная торговля является основным видом деятельности, так и по организациям других отраслей экономики, осуществляющим продажу населению потребительских товаров через собственные торговые заведения или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли включает кроме того продажу товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках.

Оборот розничной торговли в организациях определяется на основе форм федерального государственного статистического наблюдения, на рынках – путем выборочных статистических обследований.

Индексы цен исчисляются для характеристики изменения цен (тарифов) на товары и услуги.

Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики включает в себя индексы цен в производственном и потребительском секторах. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами на товары (услуги) представителями по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.

Индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию исчисляются на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды продуктов-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п. Цены реализации сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость, дотаций.

Агропромышленный комплекс России: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2001. - стр. 37.
Раздел: Сбыт, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля продовольственными товарами