Методология разработки баланса трудовых ресурсов

Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала и источником информации о его использовании. Он представляет собой комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресурсов и благодаря этому служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда. С помощью баланса трудовых ресурсов раскрываются источники формирования рабочей силы, связи и пропорции в распределении ее по отраслям экономики и видам экономической деятельности, между отдельными регионами страны.

Баланс трудовых ресурсов составляется ежегодно на основе интеграции данных из различных источников как в целом по России, так и по субъектам Российской Федерации (включая автономные округа в составе краев, областей, по которым разработка баланса трудовых ресурсов внедрена с 1998 г.). Показатели баланса трудовых ресурсов рассчитываются в среднем за год.

Ежегодные балансовые разработки в области статистики труда в нашей стране начали производиться с конца 50-х годов. В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов являлся одним из важнейших методов статистического анализа, он играл активную роль в формировании народнохозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям. В условиях обязательной занятости населения баланс трудовых ресурсов позволял определять количество населения, которое может быть еще вовлечено в общественное производство.

В начале 90-х годов встал вопрос о пересмотре и актуализации балансовых расчетов по труду, ориентации их на нужды анализа современных процессов, складывающихся на рынке труда, внесении определенных изменений в схему и принципы построения баланса трудовых ресурсов. Так, внедрение в статистическую практику обследования населения по проблемам занятости позволило расширить информационную базу при формировании баланса трудовых ресурсов в части получения данных по таким категориям занятого населения, которые не попадают в отчетность организаций: лица, занятые предпринимательской деятельностью; лица, работающие по найму у отдельных граждан; помогающие члены семей; лица, занятые в крестьянских (фермерских) хозяйствах; численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике. С 1999 г. осуществляется расчет по регионам России численности лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции, предназначенной для реализации (ранее этот показатель рассчитывался только в целом по России).

Методология расчета баланса трудовых ресурсов разработана на основе интеграции данных различных источников информации: отчетности организаций, обследования населения по проблемам занятости, данных органов исполнительной власти.

В схему баланса трудовых ресурсов введена система дорасчета на неучтенную органами статистики занятость, основанная на использовании, в частности, данных налоговых органов, а также органов, выдающих лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. Кроме того, с целью полноты охвата занятого населения стали привлекаться материалы проводимых статистическими органами обследований индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях экономики.

Новым в расчете показателей баланса трудовых ресурсов является оценка масштаба межрегиональной трудовой миграции на основе данных обследования населения по проблемам занятости. Ранее для оценки величины въезда на работу в регион и выезда из региона рабочей силы использовалось специальное обследование, проведенное в 1991 г.

Использование дополнительных источников информации позволило получить более надежные оценки численности населения, занятого в экономике России в целом и субъектов Российской Федерации.

Основные понятия

К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки).

К трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относится постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов
I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях. Кроме постоянного населения при расчете численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте учитываются иностранные граждане, занятые в экономике региона.

Для конкретного субъекта Российской Федерации численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте зависит также от сальдо межрегиональной (внутрироссийской) трудовой миграции и миграционных потоков учащихся. Сальдо трудовой миграции определяется как разница между въездом на работу в регион и выездом рабочей силы из региона, и в результате либо увеличивает трудовые ресурсы региона, либо уменьшает их.

В рамках расчета баланса трудовых ресурсов определяется среднегодовая численность занятых в экономике по основной работе.

К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. В численность занятых в экономике включаются также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин. К занятым в экономике относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая работающих в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени).

К населению, не занятому в экономике, относятся лица в трудоспособном возрасте - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.

Схема построения баланса
трудовых ресурсов

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов - ресурсной и распределительной частей.

Первая часть баланса характеризует численность трудовых ресурсов и источники их формирования.

Информацией для составления первого раздела баланса трудовых ресурсов являются текущие данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте; сведения органов социальной защиты населения о численности неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях; распространенные данные итогов обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике.

Во второй части баланса производится распределение трудовых ресурсов на следующие категории: лица, занятые в экономике; учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы; трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике.

Источниками информации для составления второго раздела баланса трудовых ресурсов являются сведения организаций о численности работающих; данные обследования населения по проблемам занятости; дополнительные источники для более полного измерения занятых в неформальном секторе экономики; данные статистической отчетности учебных заведений о численности обучающихся дневной формы обучения.

В рамках построения баланса трудовых ресурсов рассчитываются следующие показатели за год:

№ строки Наименование показателя Тысяч человек
Формирование трудовых ресурсов
01

Численность трудовых ресурсов - всего

 

 

в том числе:

 

02

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

 

03

из него работающие граждане других государств

 

04

лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике

 

05

подростки, занятые в экономике

 

 

Распределение трудовых ресурсов

 

06

I. Среднегодовая численность занятых в экономике
на основной работе - всего
1)

 

 

в том числе по формам собственности1):

 

07

государственная

 

08

муниципальная

 

09

собственность общественных и религиозных организаций

 

10

смешанная российская

 

11

иностранная, совместная российская и иностранная

 

12

частная

 

 

из нее:

 

13

крестьянские (фермерские) хозяйства

 

14

частные организации

 

15

лица, занятые индивидуальным трудом и по найму
у отдельных граждан

 

16

лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации 2)

 

 

II. Население, не занятое в экономике

 

17

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы

 

18

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте,
не занятое в экономике и обучением с отрывом от работы

 


1) Данные разрабатываются по отраслям экономики в соответствии с ОКОНХ.

2) Данные за 2001 г. отдельно не разрабатывались, а включались в строку 15.

Распределение занятых по категориям

При определении среднегодовой численности занятых в экономике формируются следующие категории занятого населения:

№ строки Категория занятых в экономике Источники получения
информации
1 Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций, малых предприятий с учетом численности работников организаций, учитываемых в централизованном порядке Разработка годовой отчетности организаций
2 Досчет численности лиц, работающих в организациях неполное рабочее время по условиям трудового договора На основе обследования населения по проблемам занятости
3 Численность лиц, работающих в организациях по договорам гражданско-правового характера, для которых эта работа является основной Расчет основан на сопоставлении данных из обследования населения по проблемам занятости и отчетности организаций
4 Численность лиц, выполняющих в организациях случайную работу На основе обследования населения по проблемам занятости
5 Досчет численности лиц, работающих в незарегистрированных организациях На основе обследования населения по проблемам занятости
6

Численность помогающих членов семей в организациях

На основе обследования населения по проблемам занятости
7

Численность лиц, занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах - всего

 

 

в том числе:

 

8

владельцы хозяйств
наемные работники
помогающие члены семьи

Расчет на основе данных обследования населения по проблемам занятости, корректировок и экспертной оценки
9 Численность лиц, занятых в религиозных организациях На основе обследования населения по проблемам занятости и экспертной оценки
10 Численность лиц, занятых в сфере индивидуальной деятельности - всего

 

 

в том числе:

 

11 лица, занятые предпринимательской деятельностью без образования юридического лица как с привлечением, так и без привлечения наемных работников Расчет на основе данных обследования населения по проблемам занятости, корректировок и экспертной оценки
12 лица, работающие по найму у физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Расчет на основе данных обследования населения по проблемам занятости, корректировок и экспертной оценки
13 Численность иностранных граждан, занятых на территории региона - всего

 

 

в том числе:

 

14 иностранные граждане, работающие по договорам На основе данных миграционной службы органов внутренних дел
15 иностранные граждане, не попадающие под внимание миграционных служб На основе данных налоговой службы и досчетов
16 Численность лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной На основе обследования населения по проблемам занятости

Расчет показателей баланса трудовых ресурсов

Для расчета показателей баланса трудовых ресурсов используется следующая информация:

данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте;

сведения органов социального обеспечения о числе неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях, в трудоспособном возрасте;

данные обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике;

данные о межрегиональной трудовой миграции, определяемой по оптимальному варианту на основе данных обследования населения по проблемам занятости;

сводные данные организаций о среднесписочной численности работников;

данные обследования населения по проблемам занятости о численности лиц, занятых самостоятельным трудом; помогающих членов семьи; лиц, работающих по найму у отдельных граждан; учащихся в трудоспособном возрасте дневной формы обучения, совмещающих обучение с трудовой деятельностью;

данные статистики сельского хозяйства о числе крестьянских (фермерских) хозяйств;

информация налоговых органов о лицах, занятых индивидуальным трудом и состоящих на учете в налоговых органах;

данные миграционной службы органов внутренних дел о привлечении иностранных граждан для работы в экономике России;

данные общеобразовательных учреждений (кроме вечерних и сменных школ), учебных заведений высшего профессионального, среднего профессионального, начального профессионального образования об учащихся в трудоспособном возрасте дневных отделений, а также об аспирантах, докторантах и учащихся подготовительных отделений высших учебных заведений.

Для более полного измерения занятых в неформальном секторе экономики используются помимо данных, сформированных на основе обследования населения по проблемам занятости, дополнительные источники информации, в частности, данные органов исполнительной власти. Однако и эта дополнительная информация является неполной. Так, информация налоговых органов о масштабах предпринимательской деятельности не разрабатывается в отраслевом аспекте и может служить лишь ориентировочной величиной. Поэтому, сравнивая разные источники информации, принимается решение о корректировке численности индивидуальных предпринимателей, сформированной в результате обследования населения по проблемам занятости, с целью обеспечения полноты охвата представителей этой категории занятого населения.

При определении численности предпринимателей без образования юридического лица на автомобильном и других видах транспорта используются данные о лицах, имеющих лицензию на право заниматься частной деятельностью, предоставленную территориальными отделениями Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и другими лицензионными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Масштабы распространения индивидуальной деятельности и наемного труда в розничной торговле оцениваются на основе выборочных наблюдений за объемами продажи потребительских товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках и выборочного обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, проводимых территориальными органами Госкомстата России.

Поскольку напрямую из этих источников информации не представляется возможным получить данные о распределении занятых в сфере индивидуального предпринимательства в розничной торговле (осуществляющих торговую деятельность на рынках и не на территории рынков) на индивидуальных предпринимателей и работающих у них по найму, то для оценки этих категорий занятых используются соотношения численности указанных групп занятого населения, сложившиеся по выборочной совокупности единиц наблюдения при проведении этих обследований.

Дополнительным источником информации для оценки занятых индивидуальным трудом в строительстве служат расчеты в статистике строительства объемов подрядных работ в неформальном секторе экономики и выработка одного работника в малом предприятии, выполняющем работу подрядным способом.

Расчет численности членов крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе информации о количестве этих хозяйств и итогов обследования населения по проблемам занятости. Численность глав крестьянских (фермерских) хозяйств условно приравнивается к количеству хозяйств. Численность помогающих членов семей определяется путем распространения числа семейных работников в одном хозяйстве (по данным обследования) на общее количество крестьянских (фермерских) хозяйств. Расчет численности наемных работников в крестьянских (фермерских) хозяйствах основан на распространении количества наемных работников в одном хозяйстве (по материалам обследования) на общее число крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих труд наемных работников. Общее количество крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых привлекаются наемные работники, определяется на основе пропорции, сложившейся по данным обследования, между числом крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих и не использующих наемный труд.

Для принятия решения о корректировке расчетной величины занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах привлекаются результаты выборочного обследования экономической деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, проведенного в 2000 г. территориальными органами Госкомстата России. При отсутствии на региональном уровне распространенных итогов обследования крестьянских (фермерских) хозяйств для анализа используются расчетные величины по выборочной совокупности: число зарегистрированных членов хозяйства с учетом членов семьи, принимавших участие в деятельности хозяйства, на одно обследованное крестьянское (фермерское) хозяйство; число привлеченных наемных работников на одно обследованное крестьянское (фермерское) хозяйство.

Для полноты охвата численности лиц, работающих по найму у отдельных граждан, осуществляется корректировка величины данной категории населения, сформированной на основе обследования населения по проблемам занятости. Метод досчета основан на сравнении двух величин, полученных на основании обследования населения по проблемам занятости: численности лиц, работающих по найму у физических лиц, определяемой по ответам предпринимателей, и численности этой же категории занятых, определяемой по ответам наемных работников.

Для наиболее полного определения численности занятых в религиозных организациях помимо информации, полученной из обследования населения по проблемам занятости, привлекаются дополнительные источники. Обследованием населения по проблемам занятости не охватываются такие религиозные организации, как монастыри. Использовав сведения министерств, управлений или отделов юстиции субъектов Российской Федерации о количестве монастырей, делается оценка количества совместно проживающих в них лиц.

Особенности использования информации,
участвующей в разработке баланса трудовых ресурсов

При расчете показателей баланса трудовых ресурсов, основанном на интеграции данных из различных источников, устраняются существующие методологические расхождения в формировании показателей.

Методологические различия в формировании численности занятых в экономике при составлении баланса трудовых ресурсов и проведении обследования населения по проблемам занятости в основном касаются охватываемого периода, состава категорий занятого населения и порядка учета населения - по месту проживания или месту работы.

Численность занятых в экономике в составе расчета баланса трудовых ресурсов формируется в среднем за год. В рамках обследования населения по проблемам занятости численность лиц, занятых в экономике, определяется один раз в квартал по состоянию на обследуемую неделю.

В методологии баланса трудовых ресурсов данные о работающих в формальном секторе экономики формируются на основании сведений о среднесписочной численности работников, собираемых от организаций.

В среднесписочной численности работников организаций:

не учитываются лица, отсутствовавшие на рабочем месте в связи с отпуском по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

учитываются лица, находившиеся в отпуске по инициативе администрации.

В численности занятого населения по методологии обследования населения по проблемам занятости:

учитываются лица, отсутствовавшие на рабочем месте в связи с отпуском по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

не учитываются лица, находившиеся в неоплачиваемом отпуске по инициативе администрации сроком 6 месяцев и более.

В отличие от методологии, принятой в обследовании населения, при расчете среднегодовой численности занятых в экономике по методологии баланса трудовых ресурсов не охватывается такая категория, как военнослужащие.

При составлении баланса трудовых ресурсов и расчете среднегодовой численности занятых в экономике производится досчет занятости как в формальном, так и в неформальном секторе, которая не охватывается при проведении опроса населения по проблемам занятости.

Поскольку данные о численности занятых в методологии обследования населения по проблемам занятости формируются по месту проживания, а в методологии баланса трудовых ресурсов - по месту работы, то для преодоления этого различия информация из обследования рабочей силы, участвующая в расчете баланса трудовых ресурсов, формируется по методологии баланса трудовых ресурсов, т. е. применительно к месту работы.

По действующей методологии в отчетах организаций по труду лица, работающие неполное рабочее время по условиям трудового договора, учитываются в среднесписочной численности работников пропорционально отработанному времени, а не как целые единицы. Для приведения в сопоставимый вид с расчетами численности по другим категориям занятого населения, определяемой без учета количества отработанного времени, численность работающих неполное рабочее время досчитывается до целой единицы. Досчет составляет половину величины работающих в режиме неполного рабочего времени, сформированной по данным обследования населения по проблемам занятости.

Разработка данных таблиц баланса

Расчет баланса трудовых ресурсов предусмотрен с использованием программного продукта EXCEL. Для расчета баланса трудовых ресурсов разработано 24 основных и вспомогательных таблицы, в которых отражены источники информации, алгоритмы расчета и межтабличная увязка. Таблицы содержат как первичные, так и расчетные показатели, которые формируются программно. Предусмотрен также программный перенос показателей во взаимоувязанные таблицы.

Имеется возможность корректировки данных, полученных расчетным путем на основе сопоставления информации нескольких источников, а также в случае несогласия территориальных органов статистики с распределением по отраслям экономики показателей, сформированных из обследования населения по проблемам занятости.

В территориальные органы государственной статистики с федерального уровня направляется информация в разрезе субъектов Российской Федерации в виде загрузочного файла для автоматического ввода в соответствующие балансовые таблицы, содержащая данные демографической статистики, отдельные показатели баланса трудовых ресурсов за предыдущий год, показатели, сформированные на федеральном уровне на основе распространенных данных обследования населения по проблемам занятости в среднем за год, данные о среднесписочной численности работников организаций за год с учетом численности, учитываемой на федеральном уровне в централизованном порядке, а также информация, необходимая для анализа и корректировки данных по отдельным показателям, по усмотрению территориального органа государственной статистики.

Итоги балансовых расчетов разрабатываются по:

России в целом, федеральным округам и субъектам Российской Федерации;

отраслям экономики;

отраслям материального производства и непроизводственным отраслям;

формам собственности.

Методологические положения по статистике. Вып. 4, Госкомстат России. - М., 2003.