Задачи статистики труда

Статистика труда является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. Она изучает вопросы, связанные с численностью и составом трудовых ресурсов, экономической активностью населения, занятостью и безработицей, исследует уровень и динамику оплаты труда, дифференциацию по размерам заработной платы работающих, их условия труда. Статистика труда тесно связана с другими областями статистики: статистикой производственных отраслей, услуг, системой национальных счетов, демографией, поскольку показатели численности работников и их оплаты труда, трудовых затрат являются важным элементом характеристики состояния экономики в целом и деятельности отдельных ее отраслей.

Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в первой половине 90-х годов в ходе реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Система информационного обеспечения вопросов занятости населения и оплаты труда базировалась на сплошной отчетности организаций, собираемой с квартальной и годовой периодичностью. С промежутками в 3-5 лет проводились сплошные обследования организаций о составе работающих по полу, возрасту, уровню образования, о профессиональной и должностной структуре. Ежегодно в целях оценки наличия и использования трудового потенциала страны производились расчеты баланса трудовых ресурсов по России в целом, а также республикам, краям, областям. Данные о занятости населения собирались также при проведении сплошных переписей населения (один раз в 10 лет).

Информация, собираемая от организаций, характеризовала практически все занятое население. Индивидуальная трудовая деятельность применялась в незначительной степени.

Смена экономической формации в России, провозглашение добровольно избранной занятости создали предпосылки для функционирования рынка труда, который становится главным инструментом измерения предложения и спроса на рабочую силу, ее избытка или недостаточности, распределения между секторами экономики, отраслями и регионами.

Коренные изменения в экономике и на российском рынке труда (развитие частного сектора и новых форм приложения труда, многократное увеличение количества субъектов экономической деятельности), трудности в применении традиционных методов сбора данных выдвинули на передний план задачу изменения приоритетов в организации статистики, принятия современных концепций и определений, новых методов сбора данных, реформирования всей системы статистики.

Сущность задач, вставших перед статистикой труда в начале 90-х годов, можно охарактеризовать следующим образом: трансформация статистики труда и ее адаптация к современным экономическим условиям при наличии новых субъектов экономики и участников рынка труда с учетом изменения целей использования статистической информации.

В 1991 г. в Российской Федерации был принят закон о занятости населения, который определил правовые и экономические основы занятости населения, гарантии государства в области защиты от безработицы. Безработица была официально признана как социально-экономическое явление. После принятия закона о занятости населения в 1991 г. был сформирован административный источник информации о безработице, зарегистрированной в органах государственной службы занятости.

Одновременно были начаты работы по пересмотру состава показателей занятости населения и затрат на рабочую силу, концепций и определений, методов сбора данных с целью их приближения к международным стандартам.

В этот период осуществлен пересмотр традиционных для плановой экономики тематик работ и системы показателей, методов и источников информации, разработана концепция измерения экономической активности населения в условиях изменений на рынке труда.

Пересмотр системы показателей и методов их получения проводился с учетом приближения к стандартам, применяемым в международной практике, а также с учетом Конвенции 1985 г. о статистике труда №160 и Рекомендации 1985 г. о статистике труда №170.

Перестройка системы сбора статистических данных по труду производилась при соблюдении следующих основных принципов:

сохранение системы сбора от организаций информации о занятости работающих и оплате труда. При этом взамен единого порядка получения информации от всех организаций сбор сведений в настоящее время осуществляется с использованием цензового метода по разным статистическим формам и с различной периодичностью. Так, крупные и средние организации представляют отчетность ежемесячно, малые предприятия - один раз в квартал на выборочной основе;

совершенствование системы показателей форм статистического наблюдения для сбора сведений от организаций с учетом необходимости отражения новых процессов в сфере занятости и оплате труда в условиях экономики переходного периода. В формы государственного статистического наблюдения по труду для крупных и средних организаций в 1992-1993 гг. введены показатели о численности работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, а также о неотработанном ими времени, количестве отработанных человеко-часов, приеме и увольнении работников, наличии свободных рабочих мест, прогнозах организаций о высвобождении персонала и введении новых рабочих мест, которые разрабатываются с квартальной периодичностью;

в целях изучения экономической активности и занятости населения, безработицы, качественного состава рабочей силы внедрен новый метод получения информации путем опроса физических лиц в домашних хозяйствах, способного охватить все слои населения и виды экономической деятельности.

Кроме того, в 90-е годы были разработаны новые темы статистики труда и организованы соответствующие источники получения информации, в частности:

введена и постоянно совершенствуется информация о забастовочном движении (в соответствии с резолюцией 15-й Международной конференции статистиков труда "О статистике забастовок, локаутов и других действий, вызванных трудовыми конфликтами");

систематически проводятся выборочные обследования заработной платы работников по отдельным профессиям и должностям и отработанному времени;

ежемесячно собираются сведения о просроченной задолженности по заработной плате работников;

один раз в два года изучаются сумма и состав затрат организаций на рабочую силу в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ);

совместно с миграционной службой разработана и внедрена система статистического наблюдения за трудовой миграцией.

Методологические положения по статистике. Вып. 4, Госкомстат России. - М., 2003.