Приложение 3.

Руководство ООН по организации статистики

История создания и основные положения

История создания

Содержание Руководства

Руководство 2003 года

Пользователи Руководства

Особенности применения Руководства


История создания и основные положения

История создания

Руководство по организации статистики первоначально было подготовлено и опубликовано ООН в 1954 году, на основе рекомендаций и по решению Межрегионального семинара по вопросам организации статистической деятельности, состоявшегося в Оттаве в 1952 году. В 1973 году в Оттаве прошел второй семинар ООН по данному вопросу, который послужил отправной точкой для разработки пересмотренного издания Руководства. К 1980 году второе издание Руководства было подготовлено и опубликовано под названием Руководство по организации статистики: исследование организации деятельности национальных статистических служб и сопутствующие вопросы управления. Почти через двадцать лет, в 1999 году, на Совместном семинаре Международного валютного фонда и Организации Объединенных Наций по качеству данных несколько стран обратились с просьбой актуализировать Руководство, изданное в 1980 году. В ответ на эту просьбу Организация Объединенных Наций подготовила новую редакцию, которая была опубликована в апреле 2003 года под заголовком Руководство по организации статистической деятельности, третье издание: функционирование и организация статистического ведомства.

Содержание Руководства

Руководство посвящено деятельности национальных статистических служб как правительственных органов различного статуса, созданных с целью разработки, интерпретации и обнародования официальных статистических данных. Оно представляет собой перечень установок, которые необходимо учитывать для успешного функционирования статистического ведомства, а также набор примеров, иллюстрирующих применение этих принципов на практике.

Для того, чтобы добиться общественного доверия к разрабатываемым на официальном уровне статистическим данным, статистическое ведомство должно иметь в своем распоряжении набор основных ценностей и принципов, которые могли бы найти отклик у широких кругов общественности. К ним относятся независимость, актуальность и достоверность статистики, а также уважение прав респондентов.

Среди основных строгих и неизменных рекомендаций всех изданий руководства следует выделить требование о соблюдении конфиденциальности и неприкосновенности информации, собираемой статистическими ведомствами. В Руководстве неоднократно подчеркивается, что некорректное обращение с индивидуальными данными может поставить под угрозу эффективное функционирование статистического ведомства.

Третье издание руководства рассматривает следующие основные вопросы: общие принципы функционирования статистического ведомства и статистической системы, сбор данных и политика в области взаимодействия с респондентами, потребности пользователей, принципы и примеры организационных и управленческих решений, основные принципы распространения статистических данных.

Руководство 2003 года

При подготовке третьего издания Руководства был использован материал, подготовленный Якобом Райтеном. Статистический отдел Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН при этом осуществлял консультативную поддержку и общее руководство подготовкой издания. Предварительное рецензирование документа было осуществлено персоналом Статистического отдела ООН и редакционной коллегией, состоявшей из представителей стран региональных комиссий ООН, а также редакционной группой Международного валютного фонда. Впоследствии, отдельные главы Руководства были представлены на различных тематических семинарах, проводимых под эгидой ООН.

В третьем издании Руководства содержится ряд принципиальных, по сравнению с предыдущими версиями, нововведений, в частности, статистическая деятельность рассматривается в системе, а не как деятельность отдельных ведомств, которые связаны координирующим механизмом. Соответственно, большое внимание уделяется вопросу совершенствования процесса координирования работ. На фоне совершенствования компьютерного обеспечения и новых требований к организации сбора и обработки данных отдельно рассматривается вопрос управления информационными технологиями. Новое звучание приобретает проблема взаимоотношений статистического ведомства, респондентов и пользователей.

Пользователи Руководства

Руководство по организации статистики предназначено, главным образом, для двух категорий пользователей, а именно, для руководителей статистических ведомств и всех, кто использует статистику в своей практической деятельности или курирует деятельность официальной статистики. При этом необходимо отметить, что в контексте применения Руководства руководители статистических ведомств в первую очередь должны быть нацелены на продолжение традиций, заложенных Фундаментальными принципами официальной статистики.

Руководство может оказать неоценимую помощь тем, кто отвечает за управление статистическим ведомством и способствует укреплению доверия общественности к его деятельности. Кроме того, Руководство будет полезным для тех, кто желает понять механизмы функционирования статистического ведомства и процесс производства статистической информации.

Особенности применения Руководства

Авторы издания подчеркивают, что при использовании и применении Руководства ООН по организации статистической деятельности 2003 года необходимо учитывать два характерных момента. С одной стороны, рекомендации, содержащиеся в Руководстве, следует внедрять в практику статистических служб не постепенно, а в комплексе, имея в виду их тесную взаимосвязь и взаимозависимость. С другой стороны, очевидно, что статистические службы, заинтересованные в адаптации национальной статистической практики к принципам Руководства будут не в состоянии внедрить их одновременно. На практике наиболее приемлемым решением для национальных статистических служб является концентрация интереса на одном или нескольких приоритетных направлениях деятельности и их совершенствование в соответствии с рекомендациями. Среди приоритетных направлений можно выделить такие, как, например, осуществление основных функций ведомства или управление персоналом, однако каждая статистическая служба должна решать вопрос актуальности внедрения тех или иных принципов, руководствуясь своими внутренними приоритетами и ситуацией в стране.

Ниже приводится перечень разделов и подразделов рассматриваемого Руководства в том объеме и той структуре, как опубликовано в изданной версии.

Содержание (1-5)

Предисловие (6)

Введение (7-9)

Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений

Общие положения (10)

1.2.Независимость статистических органов (10)

1.3. Адекватность статистических данных (12)

1.4. Кредит доверия к статистике (13)

1.5. Политическая ответственность статистических органов (14)

Глава 2. Система статистических органов(17)

2.1. Общие положения

2.2. Структура органов статистики (17)

2.2.1. Одинарные (централизованные) статистические органы

2.2.2. Множественные (децентрализованные) статистические органы

2.2.3. Фирменное название (статистический бренд)

2.3. Инструменты координации статистических работ (22)

2.3.1. Мотивы координации

2.3.2. Эффективные механизмы координации

2.3.3. Национальный статистический Совет

2.3.4. Координационные стандарты и сметы

2.3.5. Расстановка кадров

2.3.6. Правила координации работы статистических органов в условиях децентрализованного управления

2.3.7. Роль Центрального банка

2.4. Организация работы центрального аппарата статистического учреждения (27)

2.4.1. Общие положения

2.4.2. Единоначальный руководитель статистического учреждения

2.4.3. Коллегиальное руководство статистической службой

2.4.4. Квалификация руководителя статистической службы

2.4.5. Требования, предъявляемые к аппарату руководителя

2.4.6. Обязанности руководителя статистической службы

2.4.7. Ответственность руководителя статистической службы

2.4.8. Компетенция руководителя статистической службы

2.5. Национальный статистический совет (34)

2.5.1. Надзорные или рекомендательные функции Совета

2.5.2. Членство в Совете

2.5.3. Председатель Совета

2.5.4. Секретариат

2.5.5. Повестка дня

2.5.6. Периодичность заседаний

2.5.7. Консультативные комитеты

2.5.8. Органы Совета, учреждаемые по должности

2.6. Нормативно- правовая база статистики (40)

2.6.1. Общие положения

2.6.2. Главные субъекты законодательного регулирования

2.6.3. Закон о статистике, каким ему быть по форме: кратким или развернутым?

2.6.4. Закон о статистике как инструмент ограничения или расширения прав на информацию

2.6.5. Доступ к информации, гарантируемый другими законами

2.6.6. Узаконивание (легализация) статистических рекомендаций

2.6.7. Специальные формы законодательного регулирования деятельности децентрализованных органов статистики

2.7. Финансирование статистической деятельности

2.7.1. Источники финансирования

2.7.2. Финансирование из государственного бюджета

2.7.3. Рыночная оценка статистических продуктов и услуг

Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)

3.1. Органы власти как потребители статистической информации

3.1.1. Общие положения

3.1.2. Министерства финансов

3.1.3. Другие министерства

3.1.4. Организация и установление контактов

3.1.5. Региональные и местные органы управления

3.2. Общественные организации как потребители информации

3.2.1. Общество в целом как потребитель статистической информации

3.2.2. Школы и высшие учебные заведения

3.2.3. Средства массовой информации

3.3 Корпоративные организации как потребители статистической информации

3.3.1. Большой бизнес

3.3.2. Малый бизнес

3.4. Исследовательские организации и другие потребители статистической информации

3.4.1. Академические организации

3.4.2. Международные учреждения

Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)

4.1. Анализ требований пользователя

4.2. Разработка перспективного бизнес- плана

4.2.1. Общие положения

4.2.2. Годовой план и его составляющие части

4.2.3. Приоритеты по признакам масштабов и неопределенности статистических работ

4.2.4. Процедурные вопросы

4.2.5. Планирование и финансирование работ

4.2.6. Планирование и учет

4.2.7. Эволюция статистических приоритетов

Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)

5.1. Общие положения

5.2. Теории и тенденции (тренды) изменения изучаемых процессов, учитываемые при организации статистической деятельности

5.3. Схема функциональной и посубъектной организации работ

5.4. Организация и реорганизация статистических работ

5.5. Координационные механизмы и культура корпоративных отношений

Глава 6. Управленческий персонал (83)

6.1. Общие положения

6.2. Штатное расписание статистических учреждений

6.3. Кадровая политика статистических учреждений

6.4. Набор кадров в статистических учреждениях

6.5. Первый рабочий день

6.6. Подготовка и переподготовка статистических кадров

6.7. Ротация статистических кадров

6.8. Штатная нагрузка работников статистических учреждений

6.9. Опционы, используемые при назначении нового руководителя статистического учреждения

6.10. Человеческий фактор в управлении статистическими учреждениями

Глава 7. Управление информационными технологиями (95)

7.1. Общие положения

7.2.Модели управления информационными технологиями

7.3. Обзор опыта управления, распространенного в конце 70-х годов

7.4. Работа с коммерческими структурами (внешние источники данных)

7.5. Практика звукового управления проектированием информационных технологий

Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)

8.1. Определения

8.2. Марка качества, фирменный знак статистического органа

8.3. Роль закона в организации деятельности статистических учреждений

8.4. Политика статистических учреждений

8.5. Статистические регистры

8.6. Система национальных счетов

8.7. Централизованные обследования и контроль анкетных вопросов

8.8. Номенклатуры и классификации

8.9. Финансы статистических учреждений

Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)

9.1. Определяющие функции

9.1.1. Планирование

9.1.2. Сбор и обработка данных

9.1.3. Анализ данных

9.1.4. Тиражирование и публикация данных

9.1.5. Координация и стандартизация

9.2. Статистические обследования и переписи

9.2.1. Общие положения

9.2.2. Проект управления статистическими обследованиями

9.2.3. Работа с проектировщиками статистических обследований

9.2.4. Работа с респондентами

9.2.5. Состав статистической экспертизы

9.2.6. Рост значения гибких статистических обследований

9.2.7. Административные статистические регистры

Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)

10.1.1. Общие положения

10.1.2. Домашние хозяйства

10.1.3. Предприятия

10.1.4. Индекс потребительских цен (специальный пример)

10.1.5. Органы федерального управления

10.1.6. Специальные обследования территориальных органов и органов местного самоуправления

10.1.7. Обследования неприбыльных организаций

10.2. Интерактивные связи с организаторами обследований

10.2.1. Планы организационно-методологических работ

10.2.2. Переписи (цензы) и текущие обследования

10.2.3. Управление интерактивными связями

Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)

11.1.1. Общие положения о тиражировании и распространении статистических данных

11.1.2. Обеспечение пользователей статистической информацией по точному

профилю их работы

11.1.3. Политика распространения статистической информации

11.2. Формы распространения статистической информации

11.2.1. Распространение информации традиционными методами

11.2.2. Средства массовой информации

11.2.3. Интернет

11.3. Повышение ценности публикаций

11.3.1. Общие положения

11.3.2. Маркетинг статистических публикаций

11.3.3. Использование посредников в ходе распространения статистических публикаций

11.3.4. Авторские права и гонорары

11.4. Вспомогательная информация и аналитические разработки

11.4.1. Следует ли национальным статистическим учреждениям заниматься анализом данных?

11.4.2. Статистические факты и их интерпретация

11.4.3. Аналитические функции и задачи совершенствования информации

11.4.5. Обзор статистических публикаций

11.5. Статистические ежегодники и сборники

Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)

12.1. Политика выстраивания отношений с респондентами

12.1.1. Общий положения

12.1.2. Принципы респодентских отношений

12.1.3. Законом установленная и добровольная ответственность
респондентов

12.1.4. Система стимулов и сдержек в распространении информации

12.1.5. Акционирование административной информации

12.2. Защита данных

12.2.1. Обычная и электронная защита данных

12.2.2. Виды наказаний за несанкционированный доступ к информации

12.3. Конфиденциальность и ответственность за разглашение конфиденциальных данных

12.3.1. Принципы конфиденциальности

12.3.2. Умышленное и неумышленное разглашение конфиденциальных
данных

12.3.3. Конфиденциальность личных данных

12.3.4. Преднамеренное разглашение конфиденциальной информации

12.3.5. Принудительное разглашение конфиденциальной информации

12.3.6. Условная конфиденциальность

12.3.7. Согласие на проверку на предмет соблюдения конфиденциальности. Подготовка материалов

Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)

13.1. Вводная часть

13.2. Принципы организации статистических учреждений

13.3. Взаимосвязь функций статистических учреждений

13.3.1. Офис руководителя статистического учреждения

13.3.2. Организация распространения данных

13.3.3. Местные статистические учреждения

13.3.4. Предметы деятельности структурных подразделений статистических

учреждений

13.3.5. Статистическая инфраструктура

13.3.6. Техническое обеспечение статистического учреждения

13.3.7. Аналитические функции статистического учреждения

13.3.8. Планирование статистических работ

13.3.9. Механизмы горизонтальных и вертикальных статистических связей

13.4. Выстраивание внешних связей статистического учреждения

Приложения (166)

Приложение 1. Аннотированная модель законопроекта об организации национальной статистики

Приложение 2. Фундаментальные принципы организации официальной статистики (10 принципов)

Приложение 3. Схемы возможной организации национальных статистических учреждений (12 схем)

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.