Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики

Перспективы развития российской статистики – это перспективы ее дальнейшего реформирования на началах освоения и внедрения передовых организационных, методологических, информационных и технологических достижений, повсеместного перехода на международные стандарты учета и отчетности, в том числе электронные информационные стандарты, углубления системы показателей, совершенствования методов и расширения областей статистических наблюдений, повышения уровня открытости и доступности статистических данных для всех групп и категорий пользователей, включая все слои гражданского населения России, и наконец, это перспективы дальнейшего повышения качества статистических работ, снижения их удельной себестоимости, наращивания показателей полезности и эффективности использования статистической информации, дальнейшего расширения и умножения ее объемов и потоков.

Цели, направления и рубежи прогресса государственной статистики в Российской Федерации определяются долгосрочными и годовыми программами ее развития, разрабатываемыми Госкомстатом России.

Общие цели, направления и рубежи, представляемые в указанных программах, конкретизируются в ежегодно составляемых планах научно-методологических работ и производственных планах работ Госкомстата России, а также в ежегодно составляемых отчетах о выполнении этих планов.

Отдельные перспективные направления развития государственной статистики в Российской Федерации разрабатываются в нашей стране независимыми организациями при содействии Международного банка реконструкции и развития на основе программы “Развитие системы российской государственной статистики” (проект STASYS); Программы оказания технической помощи странам СНГ (программа ТАСIS, реализуется в нашей стране на основе соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС и России) и др.

В истекшие десять лет реформирования российской государственной статистики было разработано и реализовано две долгосрочные программы – “Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики” и федеральная целевая программа “Реформирование статистики в 1997-2000 годах”, продленная впоследствии Правительством Российской Федерации на 2001 г., и десять го-

довых федеральных программ статистических работ (программы на 1993-2002 гг.), в ходе выполнения которых удалось не только реформировать, но и создать целые новые направления развития в российской государственной статистике, обеспечить в преимущественной части ее соответствие основным принципам официальной статистики, одобренным Статистической комиссией ООН.

Исходя из результатов, достигнутых за истекшие 10 лет развития российской государственной статистики, и ориентируясь на ускоренное решение задач дальнейшего ее всестороннего, оперативного и эффективного реформирования, принята долгосрочная “Программа развития государственной статистической системы до 2005 года”. Важнейшими направлениями развития российской государственной статистики, предусмотренными в этой Программе на долгосрочную перспективу, являются:

Перспективными являются работы в области статистики, выполняемые в рамках реализации проекта “Развитие системы государственной статистики (STASYS)” с участием Минэкономразвития России по теме “Совершенствование возможностей Правительства Российской Федерации в использовании статистики для мониторинга экономической ситуации, прогнозирования экономики и выработки экономической политики”, Минфина России и Банка России – по финансовой статистике, ГТК России – “Улучшение сбора и распространения таможенной статистики”, Госстандарта России, Минтруда России и Минэкономразвития России – по разработке классификаторов и др.

Программой предусматривается активное привлечение к ее выполнению широких кругов статистической общественности, в том числе путем совершенствования работы обновленного состава Научно-методологического совета Госкомстата России.

“Программа развития государственной статистической системы до 2005 года” как руководящий организационный документ, определяющий приоритетные направления скоординированного развития системы государственной статистики, предусматривающий создание необходимого научно-методологического, информационного, технического, алгоритмического, кадрового и финансового обеспечения, должна послужить надежной основой улучшения качества и повышения эффективности работы всех ее подразделений и звеньев, подъема статистики на качественно новый уровень развития, обеспечивая и гарантируя в полном объеме успешное решение будущих задач социально-экономического развития.

Практическое обеспечение перспективных направлений развития российской государственной статистики осуществляется на основе ежегодно реализуемых в стране:

В соответствии с принятыми планами Госкомстат России в координации с другими федеральными органами государственной власти, осуществляющими статистические функции, относящиеся к предмету их ведения, на ближайшую перспективу намечает выполнение следующих основных работ:

Предполагается также проведение статистических обследований имущественного и финансового положения организаций по формам управления и формам собственности, реализация важных мероприятий по повышению качества и надежности статистических работ, обеспечению их информационной безопасности, широкое развертывание программы комбинированных выборочных обследований с более полным и эффективным использованием данных статистического регистра, обследование детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях и не имеющих постоянного места жительства.

Органами государственной статистики продолжится выполнение таких крупных статистических работ как: составление национальных счетов; разработка сводного финансового баланса, баланса основного капитала; балансов продовольственных ресурсов; обследование населения по проблемам занятости; формирование показателей уровня жизни населения на основе обследования бюджетов домашних хозяйств; статистические наблюдения за уровнем и изменением цен и тарифов во всех секторах экономики; разработка основных показателей хода реформы жилищно-коммунального хозяйства; формирование общеэкономических и структурных показателей деятельности организаций всех отраслей экономики; функционирование субъектов малого предпринимательства и государственного сектора экономики; разработка годовой бухгалтерской отчетности.

Наконец, на регулярной основе предполагается осуществлять периодические статистические работы, выполняемые органами государственной статистики, такие как обследование состояния жилищного строительства, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, сети организаций оптовой торговли, розничной торговли и предприятий общественного питания, разработка данных о структуре розничных цен на отдельные продовольственные товары, деятельности турфирм, составе затрат организаций на рабочую силу, сети объектов бытового обслуживания населения, государственных общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, материальной базе государственных дневных общеобразовательных школ, школ-интернатов, средней заработной плате работников по отдельным категориям и отработанном ими времени. Будет продолжен выпуск периодических официальных изданий. Среди них: статистические сборники “Транспорт в России”, “Связь в России”, “Торговля в России”, “Инвестиции в России”, “Труд и занятость в России”, “Охрана окружающей среды в России”, “Образование в России”, “Цены в России”, “Финансы России”, “Строительство в России”, “Женщины и мужчины России” и др.

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.