8.2. Становление и развитие статистического образования в России

Статистическое образование в России формировалось на протяжении длительного исторического времени. В древней Руси и Российской империи статистического образования как такового вообще не существовало, вся работа в этой области сводилась к элементарному статистическому просвещению, венцом которого явилась земская статистика второй половины XIX в.

Становление специального статистического образования в России относится к концу XIX – началу ХХ вв. Именно в этот период появляются в стране учебные заведения по статистике, издаются учебные пособия (монографии А.И. Чупрова, Ю.Э. Янсона, А.А. Кауфмана, А.А. Чупрова и др.), на регулярной основе читаются лекции по статистике на юридических, экономических и политехнических факультетах в ряде университетов страны.

К началу первой мировой войны курс статистики как обязательный изучается на экономическом отделении Петербургского политехнического института (организатор и руководитель курса А.А. Чупров), на Высших женских курсах (руководитель А.А. Кауфман), в Московском университете (курс статистики читал Н.А. Каблуков), в Московской сельскохозяйственной академии (курс организовал и вел А.Ф. Фортунатов).

В первые годы советской власти подготовка и переподготовка статистических кадров в стране организуется на специальных курсах (центральных, межгубернских и губернских). Учебными планами и программами изучения отдельных дисциплин предусматривалось повышение не только профессионального уровня обучающихся, но и общего образовательного уровня статистических кадров. Особое внимание уделялось разработке учебных программ по отраслям статистики, приобретению не только общих, но и специальных статистических знаний, что раньше практически в России не предпринималось.

На базе сети статистических курсов в стране, несмотря на известные трудности, порождавшиеся интервенцией и гражданской войной, в кратчайшие сроки удалось наладить полноценную систему статистического образования, создать целую сеть высших учебных заведений по подготовке статистиков высокой квалификации.

В 1921 г. открывается статистическое отделение факультета общественных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1924 г. – статистическое отделение при Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, в 1930 г. – факультет народнохозяйственного учета в Московском плановом институте, преобразованном в 1932 г. (в соответствии с Постановлением СНК СССР от 13 августа 1932 г.) в Московский институт народнохозяйственного учета (МИНХУ) ЦУНХУ СССР, который впоследствии (в 1941 г.) был преобразован в Московский экономико-статистический институт (МЭСИ). В то же время в Москве создается Заочный институт народнохозяйственного учета, который впоследствии вливается в состав Всесоюзного (с 1991 г. Всероссийского) заочного финансово-экономического института.

Кроме того, в стране формируется сеть территориальных статистических учебных заведений: институты нархозучета в Воронеже, Киеве, Львове, Харькове, Новосибирске, Ташкенте и др.; при Московском институте нархозучета и Харьковском плановом институте создается аспирантура; в Самаре, Киеве, Волгограде (тогда в Сталинграде) и Воронеже организуются техникумы нархозучета; создается заочный техникум нархозучета в Москве; расширяется сеть курсов по подготовке и переподготовке кадров для районных и городских органов народнохозяйственного учета.

С формированием сети учебных заведений совершенствуются учебные планы и программы, разрабатываются новые учебные курсы по статистике промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, транспорта и связи. Углубляется практика преподавания отраслевой статистики, улучшается содержание издаваемых учебников и учебных пособий, увеличиваются объемы научно-исследовательских работ и численность ученых-статистиков (кандидатов и докторов наук).

Новый подъем статистического образования в стране отмечается после второй мировой войны. На базе переподчинения всех ведомственных учебных заведений Министерству высшего и среднего специального образования СССР в стране создается единая унифицированная система учебных дисциплин, планов и программ, позволившая организовать подготовку и переподготовку кадров, в том числе статистических кадров, по единым образовательным стандартам.

На протяжении многих лет (с 1939 по 1956 гг.) в стране доминировал учебник по статистике А.Я. Боярского, Б.С. Ястремского, В.Н. Старовского и В.И. Хотимского, который со временем, естественно, потребовал существенного дополнения. В этой связи в стране появляются новые учебники по сельскохозяйственной статистике с основами общей теории статистики (автор акад. В.С. Немчинов) и по промышленной статистике Д.В. Савинского, Г.И. Бакланова, А.И. Ежова, Л.М. Володарского, А.И. Ротштейна, учебники Н.Н. Ряузова и Н.П. Тительбаума – по статистике торговли, С.Б. Бакулева – по статистике внешней торговли, А.Я. Боярского и П.П. Шушерина – по демографической статистике, И.М. Богданова – по статистике культуры, учебники по экономической статистике – под редакцией А.И. Петрова, А.И. Гозулова, И.Г. Малого и др., по математической статистике – А.А. Маркова, Ю.В. Прохорова, Я.И. Лукомского, А.К. Митропольского, по статистике – Л.Н. Некраша, С.А. Первушина, П.П. Маслова, С.Г. Струмилина, Д.И. Опарина и др.

В 1954 г. состоялось Всесоюзное научное совещание по вопросам статистики, организованное Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, которое сыграло значительную роль в развитии статистического образования. После этого совещания издание статистической литературы, в том числе учебной, значительно расширилось.

С 1956 г. издается статистический ежегодник “Народное хозяйство СССР”, с того же года на регулярной основе выходит в свет журнал “Вестник статистики” (с 1991 г. – “Вопросы статистики”).

В результате всего этого статистическое образование значительно приблизилось к практике: публикуемые данные стали шире использоваться на лекциях, практических занятиях и в самостоятельной учебной работе, увеличилось число и улучшилась методическая работа кафедр, в учебном процессе шире стали практиковаться компьютерные занятия и дистанционное обучение.

В наиболее полном виде общий прогресс в развитии статистического образования характеризуется ростом численности специализированных техникумов, вузов и факультетов, численностью студентов в них, выпуском специалистов. Так, начало 1967/68 учебного года подготовку специалистов по статистике в СССР вели 17 вузов, а по организации механизированной обработки экономической информации – 28 вузов страны, в которых по этим специальностям обучалось более 19 тыс. студентов, в том числе более 6,8 тыс. студентов – заочно и 5,8 тыс. – по вечерней форме образования.

О резком увеличении выпуска дипломированных специалистов по статистике и особенно по механизированной обработке экономической информации в 1960-х годах свидетельствуют следующие обобщенные данные (см. табл. 4).

Таблица

Таблица 4. Выпуск в СССР студентов с высшим образованием по специальности статистика и смежным специальностям в 1940-1967 гг.

В 1970-е и 1980-е годы преподавание статистики в стране приобрело всеобщий характер, ее изучение стало обязательным во всех вузах, которые выпускали экономистов, инженеров-экономистов, кибернетиков, медиков, биологов, агрономов, специалистов многих других профессий. На эти годы в стране приходится максимальный рост статистических кафедр (общее число которых в 1985/86 гг. достигло 78) и численности преподавателей по статистике (высшая отметка – 4,3 тыс. человек, включая статистические техникумы), рост объемов научно-исследовательских работ и статистических публикаций.

В первой половине 1990-х годов в России по разным причинам наблюдается заметный спад в организации и развитии статистического образования. С 45 до 5 уменьшается число вузов, занимающихся подготовкой студентов по специальности “Статистика”, в три раза (с 78 до 26) сокращается число статистических кафедр, в 5 раз – число преподавателей и более, чем в 10 раз - численность студентов и их годовой выпуск (с 19,7 тыс. в 1970 г. до 1,9 тыс. в 1995 г.).

В последние годы общее положение дел в области статистического образования в стране начинает улучшаться. Численность студентов по специальности статистика возрастает и в 2001/2002 учебном году составила 2389 человек (выпуск – 356 человек); студентов по специальности “Экономическая кибернетика” и смежным специальностям – 6355 человек (выпуск – 820 человек), численность студентов в статистических техникумах – 2584 (выпуск – 777 человек), подготовка и особенно переподготовка статистических кадров стала все больше приближаться к международным образовательным стандартам, возросла общая востребованность статистиков (ученых, практиков).

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.