5.4. Организация изучения общественного мнения

Государственная статистическая система не имеет специального подразделения для изучения общественного мнения и проведения соответствующих опросов. Мнения отдельных групп населения по некоторым общественно-значимым вопросам изучались при единовременных сплошных и выборочных обследованиях.

Так, например, при микропереписи населения 1985 г. каждому опрашиваемому 18 лет и старше задавался вопрос, какие социально-экономические проблемы, по его мнению, наиболее важны и должны быть разрешены в первую очередь: улучшение снабжения продовольствием, жилищных условий, медицинского обслуживания, социального обслуживания и т.д.

В программы периодических единовременных выборочных обследований доходов населения с 1972 по 1989 гг., а также в программу микропереписей 1985 и 1994 г. включался вопрос, обращенный к женщинам “Сколько всего детей Вы собираетесь иметь?”, а в обследовании молодых семей 1989 г. – вопрос о числе детей, которое супруги считают наилучшим иметь в семье (“идеальное число детей”).

В начале 1990-х годов Бюро статистики семейных бюджетов и выборочных обследований Росинформцентра провело обследования, посвященные отдельным аспектам уровня жизни населения, в т.ч. сбору более детальных сведений по отдельным вопросам и об отношении населения к тем или иным явлениям, имеющим наиболее важное социальное и экономическое значение.

Во многих из этих обследований, наряду с фактами, учитывались и мнения опрашиваемых по тем или иным социально значимым вопросам.

В 1992 г. проведено единовременное выборочное обследование пенсионеров, проживающих вне семьи. Опрошено 10,4 тыс. мужчин и женщин пенсионного возраста в городской и сельской местности 33 краев, областей и республик России.

В июле 1992 г. на 21 территории, включая Москву и Санкт-Петербург, было опрошено 5,6 тыс. лиц, уволенных по сокращению штатов. Были получены сведения об экономическом статусе после увольнения по сокращению штатов, источниках средств существования, трудоустройстве, продолжительности пребывания без работы после увольнения, и т.д.

В 1993-1994 гг. издано 6 брошюр с основными результатами этих обследований.

Весной 1993 г. проведено общероссийское выборочное обследование 5,9 тыс. граждан России по вопросу их отношения к приватизации государственной собственности. Изучались осведомленность опрашиваемых о приватизации, представление их о
целях и задачах этого мероприятия, мнения о полезности приватизации, причинах неучастия в приватизации, оценки возможных ее последствий и возможности влияния приватизации на улучшение экономики страны.

Из этого ряда обследований следует выделить обследования домохозяйств и здоровья населения, проведенные, начиная с июля 1992 года в рамках программы сотрудничества Госкомстата России с Всемирным банком, Университетом штата Северная Каролина (США), Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России при активном участии специалистов Института социологии РАН.

Выборка для этого обследования формировалась в три ступени. На 1-й ступени вся территория России была разделена на 8 зон, представляющих все природно-климатические и экономические зоны России по значениям “интегрального показателя условий жизнедеятельности населения”. Единицей отбора была принята административно-территориальная единица (горсовет, город, район). Критерием отбора административного района было соотношение городского и сельского населения.

В результате в выборку попали 20 административных районов из 16 республик, краев, областей и городов России.

На 2-й ступени в каждой из отобранных административно-территориальных единиц отбиралось по 10 избирательных участков.

На 3-й ступени в каждом из отобранных избирательных участков проводился отбор адресов семей по картотекам домоуправлений в городах и книгам похозяйственного учета в сельской местности. Опрашивались фактически проживающие по отобранным адресам семьи и индивиды. По итогам первого этапа обследования было опрошено около 6,5 тыс. домохозяйств и 17,2 тыс. членов домохозяйств.

В обследовании были широко представлены не только фактические данные о социально-экономическом статусе и условиях жизни домохозяйств, но и мнения опрошенных по целому спектру проблем, от оценки работающими уровня своего благосостояния и перспектив того, что домохозяйство может обеспечить себя самым необходимым, до оценки общего состояния здоровья опрошенного и наличия у него функциональных ограничений организма.

В июле 1993 г. проведено единовременное выборочное обследование социальной мобильности населения в условиях экономических реформ. Обследованием было охвачено 6,9 тыс. лиц трудоспособного возраста – жителей 21 крупного города (более 100 тыс.), 17 средних городов (50-100 тыс.) и 19 малых городов (до 50 тыс.) жителей. Изучались удовлетворенность опрошенных своей работой, их оценка вероятности по-
терять работу, оценка своего материального положения, а также мнения опрошенных о вариантах развития экономики страны, о том, смогут ли они найти свое место в рыночной экономике, о готовности их сменить место жительства, чтобы иметь устраивающую их работу, и т.д.

Выборочное обследование потребительских ожиданий населения организуется ежеквартально в 88 субъектах Российской Федерации с IV квартала 1998 г. Его целью является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.

Объект обследования – население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания – предмет обследования. Единица наблюдения – отдельный человек.

Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный постановлением Госкомстата России от 21.10.98 г. № 102, включает опросный лист (приложение к форме № 1 “Опросный лист для обследования бюджетов домохозяйств”) с бланком “Мнение интервьюера”, инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру. Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения состоит из трех основных блоков: вводного блока, включающего обращение к респонденту и основные идентификационные коды обследования; блока-вопросника, объединяющего вопросы по основным аспектам мнений потребителей (об общей экономической ситуации, о личном материальном положении, о конъюнктуре рынка товаров/услуг и рынка сбережений); блока социально-демографических характеристик респондента.

В ходе проведения обследования потребительских ожиданий населения применяется стратифицированная (территориальная) непропорциональная многоступенчатая выборка, сформированная на базе сети обследования бюджетов домашних хозяйств.

Общий объем выборочной совокупности обследования равен 5000 респондентов.

Для корректировки (“ремонта”) выборки используется специальная техника взвешивания, ежегодно разрабатываемая с учетом данных в целом по России о половозрастной структуре взрослого населения (в возрасте 16 лет и старше), распределении числа жителей по населенным пунктам различного типа и различного размера по численности населения, региональной структуре взрослого населения.

Применяемая выборка репрезентативна для населения России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим показателям.

Сбор первичной информации обследования потребительских ожиданий населения проводится методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов интервьюерами, ведущими обследование бюджетов домашних хозяйств, во втором месяце каждого квартала в 88 субъектах Российской Федерации. Опрашивается только один человек в каждом домохозяйстве из перечня, ежеквартально случайным образом определяемого территориальными органами государственной статистики в соответствии со сведениями об объеме и структуре выборочной совокупности по отдельным регионам, ежегодно разрабатываемыми Госкомстатом России. Отбор конкретного респондента осуществляется “методом последнего дня рождения” (в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню опроса).

В третьем месяце каждого квартала проводится компьютерный ввод первичной информации (на региональном уровне – в территориальных органах государственной статистики) и обработка результатов обследования (на федеральном уровне – в центральном аппарате Госкомстата России и его подведомственных организациях). Основными выходными данными обследования являются показатели потребительских ожиданий населения (частные и обобщающие индексы), рассчитываемые по относительным показателям распределения ответов респондентов на соответствующие вопросы опросного листа.

При определении показателей для публикации в официальных статистических изданиях используются основные принципы широко распространенной в мировой статистической практике методики Европейской Комиссии, с применением которой во многих странах проводится гармонизированное обследование потребителей. Частные показатели потребительских ожиданий населения отражают субъективные оценки населения отдельных социально-экономических аспектов общественной жизни: текущего состояния экономики России, экономического положения территории проживания опрашиваемых и их личного материального положения; произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России и личного материального положения респондентов; благоприятности условий для крупных покупок и формирования сбережений; ожидаемого изменения цен и числа безработных; вероятности формирования сбережений и соотношения доходов и расходов в домохозяйстве опрашиваемых. Обобщающий показатель потребительских ожиданий населения, или индекс уверенности потребителя, отражает совокупные потребительские ожидания и намерения в результате прошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, экономической ситуации в России, а также благоприятности условий для крупных покупок на основе субъективных оценок населения.

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.