5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике

В период становления рыночной экономики всестороннее и углубленное изучение новых аспектов социально-экономических процессов, эффективное управление этими процессами невозможно без объективной оперативной, достоверной, полной и надежной статистической информации.

Это требует постоянного совершенствования всей системы статистического наблюдения (традиционных видов учета и регулярной отчетности, переписей, единовременных учетов, сплошных и несплошных наблюдений) как в части выбора эффективных форм его организации, повышения содержательности, точности и оперативности, так и органичного сочетания всех его видов.

Основные системные мероприятия в этом направлении были определены Федеральной целевой программой “Реформирование статистики в 1997-2000 годах” (утверждена 29.11.96 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1410) и нашли дальнейшее отражение в разработанной Госкомстатом России новой Программе развития государственной статистической системы до 2005 г., одобренной на заседании коллегии Госкомстата России 8 августа 2001 г. (протокол № 17).

Одним из значимых направлений, определенным в этой Программе, является радикальное изменение в методах сбора, обработки, хранения и обмена информации, в первую очередь – на основе расширения применения выборочных методов наблюдения в статистической практике при оптимальном их сочетании со сплошными обследованиями для улучшения охвата, надежности и своевременности официальной статистической информации.

Совершенствование, развитие и реорганизация методов статистического наблюдения за счет широкого использования выборочного наблюдения и расширения сфер его приложения обусловлены эффективностью, оперативностью и экономичностью этого метода, который является одним из важнейших инструментов для достижения основной цели принятой Программы, а именно, – обеспечение получения достоверной, качественной, оперативной и общедоступной информации о состоянии экономики и социальной сферы страны и поддержания доверия общества к официальной статистике.

Внедрение выборочных методов наблюдения в статистическую практику, постоянное совершенствование их программ и методологии вызвано необходимостью осуществления качественного статистического наблюдения в условиях коренных изменений в экономике России и в государственном устройстве, повлекших за собой значительное увеличение количества наблюдаемых хозяйствующих субъектов с одновременным снижением качества представляемой ими первичной информации. Реализация данного направления нацелена на улучшение как информационного обеспечения участников хозяйственной деятельности, так и организации статистических наблюдений, отвечающих условиям рыночной экономики и требованиям эффективного ее функционирования.

Базовой основой реорганизации и развития методов статистического наблюдения является накопленный опыт организации и проведения выборочных наблюдений как в зарубежной, так и российской статистике (в т.ч. и опыт в данном направлении до 1991 г.). В нашей стране сравнительно широкое распространение получили выборочные обследования в середине 70-х годов и последующее десятилетие. Это было обусловлено, с одной стороны, расширением деловых и научных контактов между статистическими службами и научными организациями стран социалистического лагеря, а с другой стороны, – появлением в печати ряда фундаментальных исследований по современной технике выборочного наблюдения ведущих зарубежных ученых.

Все это способствовало расширению в нашей стране как сферы приложения методов выборочного наблюдения, так и исследований в направлении совершенствования его методологии и практики использования. За данный период выборочные обследования нашли применение при изучении экономических, социально-экономических и демографических проблем, касающихся как населения, так и предприятий, организаций, учреждений в отдельных отраслях экономики (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, народном образовании и др.), а также при проведении переписей населения для сбора информации по расширенной программе наблюдения.

Необходимо особо отметить ведущее место выборочного метода при проведении периодических обследований населения. Так, например, в нашей стране постоянно функционировала (начиная с 1982 г.) выборочная бюджетная сеть домашних хозяйств, предназначенная для изучения уровня жизни семей рабочих, служащих и колхозников. В период между переписями (1979 г., 1989 г.) было проведено первое крупномасштабное выборочное социально-демографическое обследование населения по типу микропереписи (1985 г.). Регулярно проводилось такое крупномасштабное наблюдение, как обследование доходов 310 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников. Это обследование является одним из важнейших источников как экономико-статистической информации о личных доходах и их формировании в семьях различных социальных групп населения, так и дополнительной информации для повышения точности и надежности статистического оценивания параметров, характеризующих уровень народного благосостояния по данным бюджетных обследований.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов большое внимание уделялось исследованиям в области построения стратифицированных основ выборки, выделению типичных объектов статистического наблюдения, процедурам многомерного расслоения и снижения объемов выборки при изучении неоднородных совокупностей, использованию функции расходов при планировании выборочного наблюдения, разработке моделей построения многомерных выборок, адекватно представляющих структуру генеральной совокупности по множеству признаков, а также актуализации основ выборки и ротации выборочных совокупностей, моделей статистического оценивания в условиях неполноты информации и др.

Частично результаты исследований в данных направлениях нашли отражение в таких работах, как “Основные методологические положения по переводу сплошных наблюдений на иные формы организации сбора данных” (1992 г.) и “Методология создания территориальной выборки населения” (1991 г.), первые проекты которой разрабатывались еще в начале 70-х гг., “Методология организации выборочных обследований населения по проблемам занятости” (1992 г.), “Актуализация территориальной выборочной сети для проведения в 1993 г. обследования населения по проблемам занятости”.

В указанных работах дано решение ряда наиболее важных задач, связанных как с подготовкой выборочного наблюдения, так и с использованием наиболее эффективных его методов при изучении неоднородных совокупностей.

Особого внимания заслуживает территориальная выборка населения (ТВН)1) являющаяся первой крупномасштабной выборкой, модель которой была реализована на ЭВМ, а ее формирование было осуществлено по всем республикам, входящим в состав СССР.

Выборочный массив адресной части домашних хозяйств является единственной базовой основой, которую удалось не только сохранить на начальных этапах перестройки и дважды актуализировать (1992 г. и 1993 г.), но и успешно использовать для формирования подвыборок при проведении крупномасштабных выборочных обследований населения по проблемам занятости (с 1992 г. и по настоящее время), микропереписи населения (1994 г.), бюджетов домашних хозяйств (с 1996 г. и по настоящее время). К характерным особенностям ТВН относятся: во-первых, централизованное построение и её минимальная стоимость, что было обеспечено за счет использования готовой основы выборки (т.е. информационного массива переписи 1989 г. в электронном виде); во-вторых, реализация одной из сложнейших моделей построения многомерной выборки, представительной по множеству структурных соотношений основных признаков программы переписи населения 1989 г.; в-третьих, реализация на ЭВМ и ПЭВМ соответственно как модели построения ТВН, так и всех других моделей подвыборок, предназначенных для проведения указанных выше обследований населения.

Государственные выборочные статистические наблюдения2) особое развитие получили в середине последнего десятилетия. В настоящее время трудно выделить какую-либо отрасль экономики, в которой не применялись бы (или не планировались для использования) выборочные методы для сбора информации о происходящих изменениях в общественной и экономической жизни России. Госкомстатом России только за период с 1998 г. по 2002 г. проведено более 50 выборочных наблюдений, являющихся значимым информационным источником для объективного и надежного управления социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Характерным для этого периода, в части организации выборочного наблюдения и расширения сфер его применения, является:

Ориентация на преимущественно выборочные методы сбора информации потребовала решения ряда новых проблем, обусловленных особенностями рыночной экономики, к которым относятся:

Методологическое решение как данных проблем, так и вопросов, нацеленных на совершенствование методологии выборочного наблюдения в части повышения надежности и точности его результатов, нашло отражение в следующих работах:

Госкомстатом России (в частности, Управлением статистического планирования и организации статистического наблюдения) и его подведомственными организациями (НИИ статистики Госкомстата России и МИПК учета и статистики Госкомстата России) проводится целенаправленная работа по совершенствованию методологии выборочного наблюдения в отдельных отраслях и секторах экономики. В рамках развития этого направления Госкомстат России организует активное сотрудничество со статистическими службами таких наиболее авторитетных международных организаций, как ООН, ОЭСР, Европейский союз, ВТО, МВФ, Мировой банк и др.

Официальные методологические и регламентирующие положения по организации государственных выборочных статистических обследований в различных отраслях и секторах экономики за период с середины 90-х гг. до 2000 г. нашли свое отражение в третьем выпуске “Методологических положений по статистике”. В данный выпуск включены:

В данных методологических положениях нашли отражение как материалы общеметодологического характера относительно организации выборочного наблюдения, так и ряд разработок, конкретизирующих принципы этого наблюдения в отдельных секторах экономики3).

Для периода с 2000 г. по настоящее время характерно дальнейшее развитие выборочных методов статистического наблюдения и внедрение их в статистическую практику. Особое внимание в этот период уделяется работам по:

  1. ведению и развитию ЕГРПО, расширению статистического использования регистра путем формирования на его базе Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС), которая обеспечивает основу организации статистических наблюдений, применение интегрированного принципа сбора и обработки статистической отчетности, проведение анализа по сопоставимому кругу объектов и типу предприятий, дальнейшее развитие методов статистических наблюдений с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
  2. включению в ЕГРПО индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию. Это позволит осуществлять учет значительной части производимого индивидуальными предпринимателями внутреннего валового продукта, получать достоверную информацию об основных операциях, осуществляемых ими, обеспечить в конечном счете исчисление важнейших макроэкономических показателей в СНС;
  3. дальнейшему совершенствованию статистического регистра – Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС), его содержания, структуры, технологии формирования и ведения. В 2001 г. проведена единовременная работа по уточнению перечня объектов ГС, типов предприятий и экономических показателей по результатам сплошного обследования малых предприятий. Включение в ГС данных сплошного обследования малых предприятий позволяет более точно формировать выборочную основу для статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства. Дополнение ГС данными о наличии лицензии, на первом этапе с использованием сведений реестров Минтранса России, создает основу для дополнительных статистических разработок по кругу субъектов, имеющих лицензии на право занятия определенными видами деятельности. Включение в ГС сведений о фактическом основном виде деятельности, определенном с использованием международных подходов, на основе результатов обработки формы №1-предприятие, является началом работы по формированию сведений в статистическом регистре об основном виде деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим продолжаются работы по определению методологических подходов по реструктуризации статистического регистра с целью включения в его состав территориально-обособленных структурных подразделений предприятий, так называемых местных единиц;
  4. повышению качества и надежности статистической информации, предоставляемой пользователям. В рамках этой работы утверждены “Основные методологические положения по оценке качества статистической информации”. Эти методологические положения регламентируют гармонизированные с международной статистической практикой основные понятия и стандартные требования, предъявляемые к качеству статистических данных, и определяют методологическую основу работы по его повышению. В 2002-2003 гг. проведена апробация указанных Основных положений по оценке качества статистической информации и с учетом результатов этой апробации намечено разработать пакет методологических документов по стандартизации требований качества;
  5. обобщению накопленного опыта и завершению процесса перевода статистического наблюдения, осуществляемого органами государственной статистики, на несплошную основу при сохранении, в необходимых случаях, сплошного наблюдения. В соответствии с этим планируется разработка плана-графика организации целостной системы перевода статистического наблюдения за хозяйствующими субъектами на выборочное наблюдение за счет кредита Мирового банка по программе STASYS;
  6. внедрению в статистическую практику комбинированного метода4) наблюдения малых предприятий, в частности, при формировании информационных ресурсов деятельности малых предприятий, выработке принципов формирования выборочной совокупности для статистического изучения различных аспектов транспортной деятельности;
  7. реорганизации методов статистического наблюдения. Разработаны в рамках проекта международного сотрудничества программы TACIS “Статистика 3” “Методологические рекомендации по выявлению и обработке нетипичных единиц совокупности малых предприятий и областей изучения”. Использование указанных рекомендаций в практической реализации “Методологических указаний по статистическому оцениванию малых областей изучения по результатам работы территориальных органов государственной статистики в 2002 г.” позволит комплексно решать вопросы повышения качества получаемых результатов и удовлетворять потребности пользователей в субъектах Российской Федерации в статистической информации по муниципальным образованиям, городам и районам;
  8. разработке методологических положений по формированию новых подходов проведения выборки базовых организаций для наблюдения за ценами производителей промышленной продукции;
  9. расширению сферы применения выборочного наблюдения в различных отраслях и секторах экономики (промышленности, торговле, строительстве, сельском хозяйстве и др.).

В этих целях проведены и запланированы следующие основные выборочные обследования по изучению:

Кроме того, в рамках данного направления разработан также и ряд программ по дальнейшему внедрению методов выборочного наблюдения в статистическую практику. В частности разработаны:

  1. совершенствованию программ и методологии выборочного наблюдения при изучении различных социально-экономических проблем, касающихся населения (в т.ч. и при проведении Всероссийской переписи населения). В соответствии с этим направлением к наиболее важным разработкам относятся:

Обозначенные выше методологические разработки и практические работы по использованию выборочного метода в статистической практике можно рассматривать как важную составную часть многофункциональной системы статистического наблюдения, предназначенную для получения оперативной, полной, надежной, сопоставимой и экономичной информации, представительной во времени и пространстве и адекватно отражающей развитие и изменение процессов в условиях рыночной экономики.

На современном этапе особенно актуально и перспективно дальнейшее развитие методов статистического наблюдения и в рамках этого направления – совершенствование методов выборочного наблюдения (в т.ч. его программы и методологии), расширение сферы его использования и внедрения в статистическую практику. В соответствии с Программой развития государственной статистической системы до 2005 г. особое внимание обращается на:

Это позволит:

  1. разработке нормативного правового акта, регулирующего вопросы проведения в системе государственной статистики выборочных обследований населения по различным аспектам развития социальной сферы;
  2. организации статистического наблюдения за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов на базе проведения раз в 5-10 лет экономических переписей и осуществление между переписями периодических выборочных обследований по широкому спектру проблем. В этой связи в 2003-2005 годах в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации от 15.08.2003 № 1163-р и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 г. № 1626-р предполагается подготовка и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи (в рамках Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей в соответствии с рекомендациями ФАО ООН). В 2005 г. планируется проведение сплошного обследования индивидуальных предпринимателей.

В части организации выборочных обследований информационный массив экономических переписей является эффективной базовой основой для:

В последующих подразделах освещены с разной степенью подробности вопросы организации: выборочного обследования населения по проблемам занятости; выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств (эти два обследования даны в кратком изложении); выборочного наблюдения в статистике сельского хозяйства и в изучении общественного мнения (методы выборочного наблюдения в этом направлении особенно широкое применение получили в середине 80-х и начале 90-х годов).

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.


1) Территориальная выборка населения (ТВН) – это многоцелевая выборка, предназначенная для проведения множества обследований населения. Ее создание было направлено на расширение и углубление традиционных источников о населении. Главное назначение ТВН – получение достоверной, сопоставимой и экономичной информации по широкому кругу социально-экономических, демографических и социологических проблем. Учитывая многоцелевой характер ТВН, при ее построении были учтены основные естественные, структурные соотношения (социально-экономическая, семейная, этническая, в т.ч. и половозрастной состав населения), территориальные особенности и другие соотношения, выявленные при проведении переписи населения 1989 г. При формировании ТВН и ее актуализации в 1992 г. и 1993 г. широко использовались процедуры многомерного расслоения и построения пересекающихся подмножеств.

2) К классу государственных выборочных статистических наблюдений относятся все обследования, которые проводятся Госкомстатом России или при непосредственном его участии. В рамках этого класса по способу финансирования можно выделить две группы: первая группа включает все выборочные обследования, подготовка и проведение которых осуществляется за счет федерального бюджета; вторую группу представляют выборочные наблюдения, которые проводятся при непосредственном участии Госкомстата России, но с использованием средств международных организаций.

3) Необходимо также подчеркнуть, что не нашли отражения в данном сборнике такие работы, как:

4) Методология комбинированного метода наблюдения в обследованиях предприятий была разработана в 2001 году.