5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности

Госкомстат России организует проведение государственных статистических наблюдений на основе утверждаемой Госкомстатом России официальной статистической методологии по формам федерального государственного статистического наблюдения, которые являются статистическими стандартами Российской Федерации.

Форма государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) – это формуляр установленного образца, предназначенный для сбора первичных статистических данных от отчитывающихся субъектов в виде документированной информации, содержащий вопросы программы наблюдения, информацию о периодичности представления данных, круге респондентов, адресах и сроках представления отчетности.

Статистическая информация, полученная при проведении государственных статистических наблюдений по формам государственной статистической отчетности, включает данные, обеспечивающие формирование сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны, ее регионов, отраслей и секторов экономики, включенной в Федеральную программу статистических работ на соответствующий год, а также Программу развития государственной статистической системы до 2005 г.

Органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат России, его территориальные органы и находящиеся в ведении Комитета организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.

Формы федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемые Госкомстатом России, предназначены для сбора и обработки статистической информации в системе Госкомстата России, – централизованные, а также для сбора и обработки статистической информации в системе других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с предметом их ведения – нецентрализованные.

Централизованные формы государственной статистической отчетности, утверждаемые Госкомстатом России, подразделяются на периодические, предназначенные для сбора статистической информации за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год и пр.), и единовременные. Информация по формам может собираться как нарастающим итогом, так и за конкретный период, указанный в форме.

Единые требования к оформлению и построению форм государственного статистического наблюдения устанавливаются Госкомстатом России в отраслевом (ведомственном) стандарте на формуляр-образец государственного статистического наблюдения.

Указанный стандарт предполагает наличие на титульном листе каждой формы наименования и индекса формы, периодичности и сроков представления информации, адресной части с установленной схемой информационных потоков, реквизитов об утверждении формы Госкомстатом России, кодовой зоны с указанием кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации, на основе которых осуществляется разработка показателей формы, а также текстовой части об обеспечении органами государственной статистики конфиденциальности представляемой отчитывающимися субъектами информации и требования к обязательности представления ими информации.

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструктивных материалах по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкций Госкомстата России.

Заполненные формы государственного статистического наблюдения подписываются руководителем организации (в случае отсутствия руководителя – лицом его замещающим), лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту первичных статистических данных, представляемых отчитывающимися субъектами по формам федерального государственного статистического наблюдения, что соответствует Основополагающим принципам официальной статистики, принятым Статистической комиссией ООН в 1994 г. (см. приложение 4).

Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии обеспечения конфиденциальности на бланках форм. Соблюдение конфиденциальности индивидуальных данных организации является основой поддержания доверия респондентов к органам статистики и залогом достоверности формируемой сводной информации.

Сбор первичной статистической информации осуществляется в целях получения сводных (агрегированных) статистических данных. Собранная статистическая информация не предназначена для использования в контрольных или фискальных целях.

Основными принципами формирования статистической информационной базы при разработке и утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются их унификация и упрощение, оптимизация состава показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации.

Сбор статистической отчетности осуществляется органами государственной статистики как на основе базовых унифицированных форм, содержащих наиболее общие экономические и структурные показатели и представляемых всеми юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), так и на основе специализированных форм отраслевой статистики по расширенному перечню показателей и установленному кругу отчитывающихся субъектов. Учитывая типологическое деление предприятий (крупные и средние, малые) и установленый действующим законодательством упрощенный порядок представления отчетности субъектами малого предпринимательства, отдельные формы предназначены для статистического наблюдения за деятельностью этих хозяйствующих субъектов.

Информационная совместимость статистических ресурсов обеспечивается путем внедрения в статистический инструментарий общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, удовлетворяющих требованиям гармонизации с международными классификациями и стандартами.

Госкомстат России ежегодно осуществляет пересмотр форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, с целью актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономические и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения системы национальных счетов и в соответствии с международными стандартами, а также потребностями федеральных органов государственной власти и других пользователей.

Следует заметить, что важной задачей Госкомстата России является опубликование постановлений об утверждении форм и своевременное обеспечение бланками форм отчитывающихся субъектов.

В соответствии с действующим порядком постановления об утверждении форм, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журнале “Вопросы статистики” и являются официальной публикацией Госкомстата России.

Работа по актуализации и совершенствованию форм государственной статистической отчетности – одно из основных направлений деятельности Госкомстата России. В 2003 г. информационные ресурсы Госкомстата России формировались на основе 260 форм федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым централизованы в органах государственной статистики. Из них 110 форм (42,3%) – с годовой периодичностью представления данных, 62 формы (23,8%) – с квартальной и 57 (21,9%) – с месячной периодичностью, 20 (7,7%) – единовременные и представляемые раз в несколько лет, 11 (4,3%) – прочие. Общий объем входной статистической информации в расчете на год по всем этим формам (с учетом периодичности) составляет около 117 тыс. показателей.

Федеральное государственное статистическое наблюдение осуществляется также на основе форм, нецентрализованных в органах государственной статистики. Сбор и обработку информации по указанным формам осуществляют министерства и ведомства в соответствии с предметом их ведения с представлением сводных итогов в Госкомстат России.

В рамках межотраслевой координации и функционального регулирования в сфере государственной статистики Госкомстат России осуществляет работу по переутверждению нецентрализованных в органах государственной статистики форм федерального государственного статистического наблюдения по представлению их федеральными органами исполнительной власти.

Так, за период с 1 января по 1 ноября 2003 г., по представлению 9 министерств и ведомств, пересмотрены 27 форм, в т.ч. введены 4 новые формы. Общее число форм федерального государственного статистического наблюдения, нецентрализованных в органах государственной статистики, по состоянию на 1 ноября 2003 г. составило 358.

Нарушение порядка представления статистической информации, а равно и представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ “Об административных правонарушениях”, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 30 мая 1992 г. № 2761-1 “Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности”.

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.