4.7. Основные направления использования международных стандартов

Создание системы принципиально новых общероссийских классификаторов, замена и обновление морально устаревших общесоюзных классификаторов в 1990-е годы не решали в полной мере задач, связанных с обеспечением сопряженного межведомственного обмена и сопоставлений на национальном и международном уровнях на основе единых правил и требований к классификации и кодированию статистической информации, стандартов ООН и Европейского союза.

Комплексная программа развития систем стандартных экономико-статистических классификаторов и регистров и их внедрения в статистическую информационную систему в 2001-2005 гг., утвержденная Госкомстатом России 23.04.2001 г., определила основные направления работы в этой сфере. После внедрения ОКВЭД предстоит разработать классификацию продукции по видам экономической деятельности в соответствии с международными стандартами.

Крайне актуальным представляется в предстоящий период разработка специальной группы так называемых функциональных классификаторов, использование которых диктуется методологией СНС. Так, ведется разработка классификации институциональных единиц по секторам экономики, функций государственных органов, а также классификаций финансовых и нефинансовых активов, целей некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. В частности, классификация функций государственных органов позволит решить ряд методологических проблем применения СНС, определить целевую номенклатуру государственных органов по выполняемым ими функциям, анализировать динамику изменения государственных расходов разного функционального назначения независимо от изменений в структуре органов государственного управления. Данная классификация найдет также применение в национальных бюджетных классификациях при разработке функциональной структуры государственных расчетов.

Для получения законченного описания национального богатства страны в соответствии с требованиями СНС важной перспективной проблемой является разработка системы классификаций финансовых и нефинансовых активов с учетом разграничения последних на произведенные и непроизведенные.

Разработка и внедрение Общероссийского классификатора институциональных единиц по секторам экономики позволяет однозначно идентифицировать институциональные единицы по секторам экономики и производить расчеты макроэкономических показателей в соответствии с методологией СНС.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности должен быть гармонизирован со Статистической классификацией продукции по видам деятельности Европейского союза (СРА/КПЕС) и Перечнем продукции Европейского союза (ПРОДКОМ/PRODKOM). Это позволит сравнивать данные о производстве, продаже, экспорте, импорте и потреблении.

Отсутствие таких классификаций затрудняет идентификацию потоков продукции и их правильное отражение, тормозит развитие СНС и приведение всей системы статистического описания экономики в соответствие с международными стандартами.

В ближайшей перспективе объективно необходимым представляется актуализация и совершенствование Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) с целью разграничения материальных и нематериальных основных фондов, уточнение классификации нематериальных основных фондов, включение новых типов объектов основных фондов, в том числе информационных машин и оборудования.

Наряду с этим назрела необходимость разработки новых редакций ряда классификаторов:

В 1990-е годы разработка и совершенствование методологии проведения государственных статистических наблюдений и формирование статистических показателей постоянно сопровождались внедрением международных стандартов. Вместе с тем, в этом направлении предстоит еще большая работа.

Одним из перспективных направлений перехода на международные стандарты следует считать достижение соответствия принципов организации статистических наблюдений, методов сбора информации, системы показателей в основных областях статистики международным стандартам. В частности, с принятием Закона о занятости населения, определившим правовые и экономические основы, гарантии государства в области защиты от безработицы, представляется важным приведение в соответствие состава показателей занятости населения, концепций, определений, методов сбора информации о занятости с требованиями международных стандартов.

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.