3.3. Общие принципы распространения статистической информации

Госкомстат России обеспечивает официальной статистической информацией о социально-экономическом положении страны федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации. Поэтому удовлетворение запросов потребителей статистической информации всегда были в центре внимания Госкомстата России и особенно усилились в последние годы.

В результате кардинальных социально-экономических преобразований в России за последние десять лет во многом изменились цели, задачи и формы представления статистических данных. Расширился также и круг потребителей статистической информации. Изменение механизма принятия управленческих решений повышает требования к объективности (достоверности) и качеству статистической информации со стороны всех потребителей, особенно Правительства Российской Федерации. В этой связи усилилась функция официальной статистики по разъяснению действующей статистической методологии и результатов статистических наблюдений.

Если раньше пользователями статистической информации были в основном органы государственного управления и научные организации, а также средства массовой информации, которые доводили до населения основные положения развития народного хозяйства, то в настоящее время с развитием рыночных отношений появляется широкий спрос на статистическую информацию и у хозяйствующих субъектов рынка.

С появлением новых негосударственных финансовых организаций (коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании и т.д.) возник спрос на соответствующую их интересам информацию. Расширение экономических связей с зарубежными странами также увеличило спрос на социально-экономическую информацию как со стороны государственных и международных органов, так и деловых кругов.

Меняются и потребности государственных органов управления в информационных данных. Делается упор на комплексный анализ социально-экономической ситуации. Расширяется спрос на статистические данные по регионам, в т.ч. на районном и муниципальном уровнях.

Возник класс пользователей региональной статистики, среди которых:

При разработке единой информационной политики учитывается, что система доведения статистических данных до пользователей должна являться не только окончательным этапом (завершением) статистических наблюдений, но и “толчком” к их организации. Потребность пользователя – единственный мотив для проведения статистического наблюдения или статистических измерений. При этом потребность пользователя является также и источником финансовых ресурсов для статистической системы. Статистическая информация попадает пользователю в виде готовых статистических данных, собранных и обработанных в ходе реализации Федеральной программы статистических работ. В этой связи удовлетворение потребностей конкретных пользователей в информации, требующей дополнительных затрат по ее подготовке, означает получение дополнительных ресурсов для статистической системы.

Предоставление информации в рамках Федеральной программы статистических работ федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на бесплатной основе, так как Федеральная программа статистических работ финансируется из средств федерального бюджета, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации официальный статистический учет находится в ведении Федерации и его финансирование в соответствии с Бюджетным кодексом (статья 84) осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Предоставление дополнительной информации, разрабатываемой сверх Федеральной программы статистических работ, осуществляется за счет средств заказчика.

Следует учесть, что государство в лице его исполнительных органов перестает быть не только основным потребителем информации, но и основным источником финансирования статистики. Все большую долю в финансировании органов статистики начинают занимать доходы из внебюджетных источников. В структуре платных услуг, оказываемых органами статистики, все большую роль играют информационно-статистические услуги (более одной трети).

В определенной мере изменился и статус государственной статистики как единственного информационного органа, отражающего социально-экономические аспекты жизни общества. Если раньше единственным конкурентом в области количественных оценок развития страны были зарубежные организации (международные, государственные и т.п.), то в настоящее время возникли и получили развитие различные информационные агентства, центры и институты (в т.ч. неправительственные), которые дают не только качественную, но и количественную оценку общественных явлений, зачастую отличающуюся от государственной статистики, а также информируют о состоянии рынков и хозяйствующих субъектов, т.е. появилась конкуренция в области информации для различного круга пользователей.

В Положении о Госкомстате России, Федеральной программе статистических работ, Программе подготовки, выпуска и распространения официальных статистических публикаций Госкомстата России на 2002-2005 гг., Положении об издательской деятельности Госкомстата России, Регламенте представления информационно-статистических материалов органами Госкомстата России полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратам и других нормативных документах установлены общие принципы и положения предоставления пользователям статистической информации.

В число пользователей статистической информации входят:

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Президент
Правительство
Федеральное собрание:
Совет Федерации
Государственная Дума
Федеральные органы исполнительной власти
Судебная власть
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

Банки
Сбербанк России
Страховые компании
Биржи

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

Профсоюзы
Партии
Религиозные организации

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

Высшие учебные заведения
Научно-исследовательские организации
Библиотеки

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)

ГРАЖДАНЕ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ, ПОСОЛЬСТВА

Статистическая информация, разрабатываемая в рамках Федеральной программы статистических работ, предоставляется:

Статистическая информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, предоставляется в соответствии со статьями 16 и 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5484-1 “О государственной тайне” однократно, на бумажных или магнитных носителях информации.

Предоставление статистической информации, разработка которой не предусмотрена Федеральной программой статистических работ, осуществляется территориальными органами Госкомстата России и находящимися в его ведении организациями за счет средств заказчика.

Индивидуальные данные, содержащиеся в формах государственного статистического наблюдения, в соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (о служебной тайне) имеют статус информации ограниченного распространения.

Предоставление бухгалтерской информации осуществляется в соответствии с “Порядком предоставления бухгалтерской информации пользователям органами Госкомстата России” и “Тарифами на предоставление бухгалтерской информации пользователям органами Госкомстата России”, утвержденными Госкомстатом России 31.05.96 г.

Органы государственной статистики в пределах своей компетенции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. № 399 “О совершенствовании информационной системы предоставления бухгалтерской отчетности”, а также “Порядком сбора и разработки бухгалтерской отчетности”, утвержденным постановлением Госкомстата России и зарегистрированным в Минюсте России 13 февраля 1996 г. № 1030, обязаны в соответствии с Федеральной программой статистических работ обеспечивать сводными данными годовой бухгалтерской отчетности по утвержденному перечню показателей на безвозмездной основе федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Госкомстат России имеет WEB-сайт, который содержит информационные фонды общего пользования (оперативную информацию, информацию, публикуемую в соответствии со ССРД МВФ), а также информационные фонды, доступ к которым регламентирован (электронные версии публикаций Госкомстата России, статистические базы данных и др.).

Доступ к информационным фондам общего назначения имеют все пользователи Интернет, доступ к регламентированным информационным фондам предоставляется федеральным органам государственной власти и управлениям, территориальным комитетам Госкомстата России и государственным организациям, имеющим право на получение информации Госкомстата России, а всем остальным пользователям в соответствии с действующим законодательством – на договорной основе.

Средства массовой информации (СМИ) имеют доступ к открытым информационным фондам общего пользования – сайта Госкомстата России. СМИ предоставляется оперативная открытая статистическая информация в виде пресс-выпусков.

С начала реформирования государственной статистики Госкомстатом России значительно расширено взаимодействие со средствами массовой информации, многие из них имеют аккредитацию при Госкомстате России. В целях информирования широких слоев населения создана Пресс-служба Госкомстата России, которая обеспечивает координацию работ по информационному взаимодействию с общественностью посредством СМИ. Во многом благодаря активной работе Пресс-службы удалось преодолеть недоверие к официальной статистике и улучшить имидж Госкомстата России.

Всем категориям пользователей предоставляется право временного пользования информационными фондами научной библиотеки Госкомстата России1), в составе которых содержатся все официальные публикации Госкомстата России и его территориальных органов. Библиотека по желанию пользователей предоставляет электронные версии или копии отдельных фрагментов из имеющихся в библиотеке информационно-аналитических материалов на договорной основе (в соответствии с тарифами, возмещающими расходы на копирование или подготовку электронной версии документа).

Совершенствование работы по подготовке, выпуску и распространению официальных статистических публикаций Госкомстата России проводится с учетом решения следующих задач:

Отдельно необходимо отметить перспективное направление создания и применения унифицированной геоинформационной системы статистики (ГИС) для подготовки и распространения официальных статистических публикаций.

Геоинформационные технологии (ГИС-технологии), выступая как средство повышения качества отображения статистической информации для комплексного анализа социально-экономической ситуации как по стране в целом, так и в территориальном разрезе (на уровне субъектов Федерации, муниципальных образований и т.д.), успешно применяются для обработки пространственно-распределенных данных.

Разработка и реализация программы ГИС-технологий для распространения статистической информации предполагает определение состава и создание унифицированной ГИС-статистики, применение разработанной схемы для решения конкретных статистических задач, реализацию ГИС-технологий в Интернете (создание Интернет-сервера Госкомстата России).

Внедрение унифицированной геоинформационной системы статистики позволит визуализировать статистические данные по регионам, предоставить удобные для пользователя средства по формированию картографических материалов для официальных статистических публикаций, осуществить предоставление информации в Интернете и на CD-ROM.

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.


1) В настоящее время научная библиотека входит в состав ИИЦ “Статистика России”.