3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики

Госкомстат России осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики в соответствии с возложенными на него постановлением Правительства России от 2 февраля 2001 г. № 85 полномочиями путем унификации методологических подходов к формированию показателей форм федерального государственного статистического наблюдения, разработки статистических стандартов, формирования Федеральной программы статистических работ на межведомственной основе, утверждения по представлению министерств и ведомств нецентрализованных форм государственной статистической отчетности, применения в статистической практике общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Наряду с Госкомстатом России, статистическая информация собирается, разрабатывается и формируется также и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с правовыми нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными актами.

Периодически Госкомстат России по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти рассматривает и утверждает формы федерального государственного статистического наблюдения, нецентрализованные в органах государственной статистики, для сбора и обработки информации в системе министерств и ведомств в соответствии с предметом их ведения. По согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами, в ходе пересмотра форм отчетности, осуществляется актуализация системы показателей и адресной части форм, а также приведение их в соответствие с требованиями Отраслевого (ведомственного) стандарта на формуляр-образец государственного статистического наблюдения, утвержденного Госкомстатом России, внедрение необходимых общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в кодовую зону и содержательную часть форм.

Усилиями, в том числе и Госкомстата России, решается также проблема обеспечения информационного и технического совмещения информационных ресурсов различных федеральных органов государственной власти. Первым шагом в этом направлении была разработка по инициативе и с участием Госкомстата России принятого Правительством Российской Федерации 01.11.1999 г. № 1212 постановления “О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации”. Согласно этому постановлению, применение общероссийских классификаторов, приравненных федеральным законодательством к государственным стандартам, является обязательным при создании федеральными органами исполнительной власти государственных информационных систем и ресурсов.

Основополагающим документом, регламентирующим формирование единого информационного статистического ресурса России, является Федеральная программа статистических работ (далее именуемая Программой). С учетом возложенных на Госкомстат России Правительством Российской Федерации задач по межотраслевой координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики Программа ежегодно формируется как межведомственный документ, содержащий задания Госкомстату России и другим федеральным органам государственной власти в части статистических работ и сроков их выполнения. Фундаментальную часть указанного ресурса составляют статистические работы, выполняемые Госкомстатом России (Программа на 2003 г. содержит 389 работ). Программой предусмотрены задания другим федеральным министерствам и ведомствам по представлению статистической информации по конкретным работам, относящимся законодательно к предмету их ведения (на 2003 г. Программа содержит 316 таких работ). Основная часть этих работ выполняется Минтрансом России, Минздравом России, МПС России, Минобразования России, Минтрудом России, Минкультуры России, Минсвязи России, а также Банком России.

В ряде случаев данные федеральных органов государственной власти являются единственным источником для формирования статистической информации. Так, статистическая информация об экспорте (импорте) товаров, пересекающих таможенную границу, формируется ГТК России, о социальной помощи и пенсионном обеспечении населения – Минтрудом России и Пенсионным фондом России; о медицинском обслуживании населения и материально-технической базе лечебных учреждений – Минздравом России; о деятельности общеобразовательных школ и учреждений культуры – соответственно Минобразования России и Минкультуры России; о материально-технической базе и деятельности федерального железнодорожного транспорта, авиационного, морского и речного транспорта, а также сети автодорог общего пользования – соответственно МПС России и Минтрансом России; о технических средствах связи – Минсвязи России; о наличии автотранспортных средств, безопасности дорожного движения, преступности и результатах борьбы с ней, о беженцах и вынужденных переселенцах – МВД России; о наличии природных ресурсов – МПР России.

Информация, предоставляемая федеральными органами государственной власти, используется Госкомстатом России при подготовке макроэкономических расчетов и публикации сводно-информационных материалов.

Координация статистических работ в рамках единой программы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств за счет рационального выбора источников статистической информации, создания единого взаимоувязанного информационного статистического ресурса, исключения параллелизма в работе ведомств и дублирования информации при одновременном снижении нагрузки на отчитывающиеся организации.

Реализация Программы осуществляется на основе утверждаемой Госкомстатом России научно обоснованной официальной статистической методологии, обязательной для всех министерств и ведомств, обеспечивающей адекватное отражение экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, соответствующей требованиям международных стандартов и основополагающим принципам официальной статистики, принятым и Статистической комиссией ООН.

Обмен статистической информацией между Госкомстатом России и федеральными органами исполнительной власти осуществляется на основе соглашений об информационном взаимодействии. Так, в 2002 г. к числу ведомств, заключивших соглашения
с Госкомстатом России, относились: Минимущество России, Минюст России, Минтопэнерго России, Российское акционерное общество энергетики и электрификации “ЕЭС России”, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, ГТК России, Росгидромет, Росгосхлебинспекция, Банк России, Сбербанк России, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Минтранс России, МПС России, МВД России, Российская транспортная инспекция при Минтрансе России.

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.