3.1.1. Государственный комитет Российской Федерации по статистике

Госкомстат России обеспечивает официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом положении страны, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Госкомстат России осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные органы и находящиеся в его ведении организации. Свою деятельность Госкомстат России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Госкомстат России ежегодно разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации Программу статистических работ, которая формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других пользователей статистической информации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представлять документированную информацию в Госкомстат России и другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение Федеральной программы статистических работ.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Госкомстата России производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление. Работы, предусмотренные Федеральной программой статистических работ и выполняемые дополнительно по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Работы, не входящие в Федеральную программу статистических работ, выполняются территориальными органами Госкомстата России и находящимися в его ведении организациями за счет средств заказчика.

Основные функции и задачи Госкомстата России приведены в п.п.1.3 и 2.1 настоящей работы.

Госкомстат России возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.

Председатель Госкомстата России:

Госкомстат России в соответствии с законодательством Российской Федерации издает постановления, приказы, распоряжения, инструкции и иные нормативные правовые акты, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

В целях обеспечения эффективной работы системы органов государственной статистики в Госкомстате России образована коллегия. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности (председатель Госкомстата России и его заместители), утверждаются Правительством Российской Федерации. Секретарь коллегии назначается председателем Госкомстата России.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, задач федеральных программ по развитию и реформированию системы государственной статистики Российской Федерации, кадровые и другие вопросы, требующие коллегиального решения.

На заседаниях коллегии присутствуют руководители структурных подразделений центрального аппарата Комитета, подведомственных ему предприятий и организаций, руководитель юридической службы, а также могут приглашаться (по решению председателя коллегии) ответственные работники министерств и ведомств, представители СМИ.

Расширенные заседания коллегии проводятся с участием представителей территориальных органов Госкомстата России, заинтересованных министерств, ведомств, организаций, СМИ и международных организаций.

При председателе Госкомстата России для содействия в выработке решений по совершенствованию деятельности территориальных органов государственной статистики создан Совет руководителей территориальных органов государственной статистики (далее Совет руководителей), который является совещательным органом.

Совет руководителей в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, Положением о Госкомстате России, приказами, постановлениями, распоряжениями Госкомстата России, решениями его коллегии, указаниями председателя Госкомстата России.

Совет руководителей состоит из руководителей территориальных органов Госкомстата России, включая, прежде всего, председателей статкомитетов, расположенных в центрах федеральных округов.

Решения Совета руководителей носят рекомендательный характер. Совет руководителей:

Совет руководителей содействует межрегиональной интеграции и координации работ территориальных органов государственной статистики в вопросах обеспечения экономико-статистической информацией органов управления, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; вырабатывает рекомендации по внедрению несплошных методов сбора информации и переписей, по ведению Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и его статистического использования, по совершенствованию программ подготовки и переподготовки кадров с использованием международного опыта, по распространению положительного опыта работы государственных комитетов статистики, районных, межрайонных и городских отделов статистики.

Функции Госкомстата России практически соответствуют функциям стандартного статистического агентства, которые приведены в “Руководстве ООН по организации статистической деятельности” 2003 г. Это – разработка системы статистических
показателей, научно обоснованной статистической методологии, обеспечение официальной статистической информацией различных пользователей (потребителей). Однако, помимо этого, Госкомстат России выполняет функцию координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов, а также принятия нормативных правовых актов по вопросам государственной статистики, обязательных для выполнения всеми респондентами. В число респондентов включаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические лица с их филиалами и представительствами, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Госкомстат России в пределах своих полномочий определяет соответствующие приоритетные направления научно-методологической деятельности, осуществляет ее межотраслевую координацию, разрабатывает и реализует научные и научно-технические программы и проекты, развивает формы интеграции науки и практической статистической деятельности, реализует в статистике достижения науки и техники.

Понятия, основные цели и задачи научно-методологической деятельности Госкомстата России рассмотрены в п.2.3.

Научно-консультативным органом по теоретическим и методологическим вопросам статистики является Научно-методологический совет (НМС) Госкомстата России, осуществляющий оценку качества выполнения научно-методологических работ с учетом их актуальности, новизны и практической значимости. Научно-методологический совет Госкомстата России руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации, Положением о Госкомстате России, приказами Госкомстата России и Положением о Научно-методологическом совете Госкомстата России.

На Научно-методологический совет Госкомстата России возлагается рассмотрение проблем теории и методологии статистики, выработки соответствующих рекомендаций по вопросам развития статистической науки, повышения теоретического уровня, комплексности и практической значимости научных статистических исследований, а также разработки теории и методологии формирования статистических показателей, характеризующих экономическую систему общества в новых условиях; проблем статистики макроэкономических показателей, системы национальных счетов, межотраслевого и платежного балансов; проблем статистики предприятий, производства и товарного рынка, инвестиций, предпринимательства и инноваций; теории и методологии статистических показателей, характеризующих социальную систему общества, социально-трудовую сферу, уровень жизни населения; проблем социальной инфраструктуры; теории и методологии статистического наблюдения, переписи населения; проблем статистики природных ресурсов и охраны окружающей среды, международной статистики, применения международных сопоставлений; информатизации государственной статистики; повышения уровня квалификации специалистов.

Научно-методологический совет Госкомстата России имеет в своем составе секции, сформированные в соответствии с перечнем проблем, возлагаемых для рассмотрения на НМС.

Научно-методологический совет Госкомстата России формируется из числа ученых и высококвалифицированных специалистов системы Госкомстата России, министерств и ведомств, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Персональный состав Научно-методологического совета Госкомстата России рассматривается на коллегии и утверждается председателем Госкомстата России. Председатель Научно-методологического совета Госкомстата России, председатели секций и ученый секретарь утверждаются председателем Госкомстата России.

Ученый секретарь подготавливает проект плана работы Совета и отчеты о его работе, обеспечивает своевременное получение и рассылку материалов на Совет, осуществляет связь с научными советами стран СНГ, контролирует выполнение плана и принятых решений.

Рассмотрение материалов и подготовка проекта рекомендаций для Научно-методологического совета Госкомстата России проводится в его секциях.

Научно-методологический совет Госкомстата России и его секции по результатам обсуждения вопроса принимают решения и вырабатывают соответствующие рекомендации, которые являются обязательными для исполнения после их утверждения председателем Госкомстата России.

Научно-методологический совет Госкомстата России в целях обмена информацией по вопросам совершенствования статистической методологии осуществляет сотрудничество с советами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, публикует доклады, имеющие научное значение, и рекомендации по важнейшим вопросам статистической методологии, а также подготавливает для издания другие материалы по методологическим вопросам, информирует через журнал “Вопросы статистики” о проводимой Советом научно-методологической работе.

Важное место в организации государственной статистики в Российской Федерации, научно-методологической деятельности Госкомстата России занимает такая конкретная форма взаимосвязи с научной общественностью, как секции статистики в составе Российской Академии наук. В настоящее время они существуют в Центральном Доме ученых в Москве, Петербургском Доме ученых в Санкт-Петербурге, Новосибирском Доме ученых в Новосибирске.

Секция статистики Центрального дома ученых Российской академии наук организована в 1939 году. У истоков ее создания стояли такие известные ученые, как академики В.С.Немчинов и С.Г.Струмилин. Членами секции являются члены Центрального дома ученых – работники Российской академии наук, научные работники министерств и ведомств, профессорско-преподавательский состав вузов, техникумов и другие специалисты по статистике, имеющие ученые степени и звания Российской Федерации или зарубежных стран. В работе секции принимают также участие специалисты, не являющиеся ее членами – научные и практические работники предприятий и организаций, аспиранты и студенты, представители секций по другим общественным наукам (политэкономии, управления экономикой) и т.п.

За более чем 60-летнюю историю своего существования секция статистики Центрального дома ученых Российской академии наук накопила богатый опыт обсуждения научных и практических проблем развития статистики в России и, в частности, самых актуальных проблем методологии статистики и практики организации статистического наблюдения. Этому в немалой степени способствовало непосредственное участие организаторов секции – ученых, занимавшихся исследованиями теоретических проблем методологии статистики, В.С. Немчинова, С.Г. Струмилина, Д.В. Савинского.

По материалам секции статистики в исторической ретроспективе можно проследить, как смещался центр внимания от общих проблем и методов статистики к вопросам автоматизации государственной статистики: к использованию ЭВМ, ПЭВМ, математико-статистических методов и современных информационных технологий; к совершенствованию системы статистических показателей и организации выборочного статистического наблюдения, внедрению системы национального счетоводства и международных статистических стандартных классификаций в отечественную статистическую практику.

На разных этапах работы секции статистики Центрального дома ученых Российской академии наук ее возглавляли председатели, чей вклад в развитие статистики в России хорошо известен. Кроме организаторов секции, это – Н.К. Дружинин, А.Я. Боярский, Г.И. Бакланов, В.Е. Адамов, И.К. Беляевский, ныне действующий председатель М.Г. Назаров. В разные периоды в работе секции статистики Центрального дома ученых Российской академии наук участвовали такие крупные экономисты, как А.Л. Вайнштейн, М.А. Королев, П.П. Маслов, И.А. Погосов, Т.В. Рябушкин, Д.В. Савинский, М.Р. Эйдельман и др.

Основная организационная, методологическая и координационная деятельность в области государственной статистики возлагается на структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России (схема 3.). Ниже в кратком виде излагаются функции структурных подразделений центрального аппарата Госкомстата России.

Схема

Схема 3. Структура центрального аппарата Госкомстата России

Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения в соответствии с Положением о нем:

Управление национальных счетов в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики предприятий и структурных обследований в соответствии с Положением о нем:

Управление сводной информации в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики зарубежных стран и международного сотрудничества в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики уровня жизни и обследований населения в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики труда в соответствии с Положением о нем:

Управление переписи населения и демографической статистики в соответствии с Положением о нем:

Управление ресурсного обеспечения и автоматизированной обработки материалов переписи населения в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики услуг, транспорта и связи в соответствии с Положением о нем и возложенными дополнительными функциями:

Управление статистики основных фондов и строительства в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики внутренней и внешней торговли в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики окружающей среды и сельского хозяйства в соответствии с Положением о нем:

Управление статистики цен и финансов в соответствии с Положением о нем:

Финансово-экономическое управление в соответствии с Положением о нем:

Управление государственной службы, кадров и территориальных органов в соответствии с Положением о нем:

Административное управление в соответствии с Положением о нем:

Производственно-технологическое управление в соответствии с Положением о нем:

Управление информационных ресурсов в соответствии с Положением о нем:

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.


1) Функции ФАПСИ переданы ФСБ.