1.1. Место статистики в обществе

Рациональное социально-экономическое обустройство и развитие любого государства, органов управления и власти неразрывно связано с состоянием статистики, наличием и востребованностью объективных данных и, прежде всего, данных государственной статистики. В свою очередь, перспективное развитие статистики зависит от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, характера, масштабов и эффективных форм организации современного общественно-политического устройства, его целей и задач. При этом общий успех в обоих случаях определяется состоянием экономико-статистических работ и научных исследований, нацеленных на их непрерывное совершенствование, оперативностью и предприимчивостью использования получаемых новых результатов в интересах повышения эффективности принимаемых государственных экономических, политических и социальных решений.

Отсюда закономерный интерес к организации статистических работ и исследований, совершенствованию их форм и методов, внедрению в собственную практику лучших мировых статистических стандартов, к оптимизации путей эффективного их использования.

Слово “статистика” происходит от латинского “status” (состояние, положение) и итальянских “stato” (государство) и “statista” (знаток государства). В научной литературе слово “статистика” вошло в употребление в XVIII в. и первоначально в буквальном смысле понималось как “государствоведение”, т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении, природных ресурсах и экономике страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государствами.

В настоящее время термин “статистика” употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, статистика понимается как отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных об общественных явлениях. Большая часть статистической деятельности осуществляется специализированными государственными структурами, в Российской Федерации – органами государственной статистики (общегосударственная статистика). Кроме того, собственной статистической информацией обладают некоторые другие государственные структуры (административная статистика), сбором и обработкой определенной статистической информации занимаются также некоторые негосударственные структуры (например, статистика профсоюзов) и организации (статистика социологических и конъюнктурных обследований и т.д.).

Во-вторых, статистика рассматривается как отрасль знания, т.е. специальная научная дисциплина и соответственно этому как учебная дисциплина в учебных заведениях. Предметом статистики как науки является количественная сторона массовых явлений (прежде всего, общественных), рассматриваемых в неразрывной связи с их содержанием, т.е. с качественной стороной изучаемых явлений. Для этого, опираясь на знания сущности изучаемых объектов, выявленной другими науками (экономической теорией, философией, социологией и др.), статистика разрабатывает методы количественного анализа, как правило, больших совокупностей и выявления тенденций и закономерностей, в том числе так называемой статистической закономерности – одной из форм проявления всеобщей связи явлений в природе и обществе.

В этом смысле статистика (особенно в кооперации с математикой) является инструментом познания как общественных, так и природно-естественных процессов (так, статистика как метод применяется в астрономии, физике, химии, биологии, медицине и т.д.). С XIX века интенсивно развивается применение статистики в естественных науках в ходе организации и проведения крупных экспериментов – в геологических изысканиях, погодно-климатических расчетах, квантовой физике, кибернетике и эконометрике. С другой стороны, становление и развитие отдельных разделов статистики, например, вероятностных методов и актуальных исчислений, обязано рисковым операциям, в частности, страхованию.

В-третьих, под статистикой понимается совокупность сводных, итоговых цифровых показателей, собранных для характеристики какой-либо области общественных явлений или природно-естественных процессов (обычно по конкретному вопросу), например, статистика рынка труда в Москве периода 1990-х годов, статистика инфляции начального этапа рыночных преобразований в современной России, статистика выступлений российских спортсменов на трех последних олимпийских играх, статистика погодных условий северного Подмосковья в августе на протяжении ХХ столетия и т.п.

Сбор и обработка данных являются одним из важнейших направлений практической статистики, но развитие практической статистики в целом и государственной
статистики, в частности, невозможно без научной статистической деятельности. Сегодня труднее найти сферу естественнонаучной, социальной, политической и тем более экономической деятельности, где бы не применялась статистика, чем перечислить
те многочисленные сферы, где она широко и с пользой применяется. Без статистики ныне немыслима характеристика деятельности экономических единиц, секторальных, отраслевых, организационно-правовых и иных структурных формирований, итогов развития целых стран и мировой экономики.

История развития человеческого общества при всех формах организации экономики свидетельствует об объективной необходимости статистики как инструмента познания окружающего мира и его преобразования, а в последние два-три столетия государственной статистики - как важнейшей составляющей информационной деятельности в масштабе всей страны. Вместе с тем история дает много примеров того, как статистика в политических целях из средства отражения реальной жизни может деформироваться в инструмент манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, сокрытия правды.

Отсюда вытекают требования к организации государственной статистики как исключительно важного звена в системе управления, состоящие в создании оптимальной технологии взаимодействия с объектами, от которых поступает первичная информация, и со структурами – потребителями обработанных официальной статистикой данных, а также в создании механизмов их реализации, которые позволят устранять возникающие время от времени подобные информационные деформации. Это возможно благодаря общегосударственному статусу, ресурсам и авторитету официальной статистики, обеспечиваемой взаимоприемлемой методологией, и координации статистической работы в целом по стране.

Научно обоснованный подход к организации государственной статистики предполагает оптимизацию построения систем сбора, обработки, хранения и передачи обобщающих данных, необходимых и достаточных для количественно-качественной характеристики, и установления закономерностей развития наблюдаемых социально-экономических явлений (в стране в целом и по её территориям, по административным, ведомственным, корпоративным, общественным и другим институциональным образованиям).

В организацию государственной статистики, кроме выбора ее исходных принципов, приоритетов и обоснования функциональных систем сбора, обработки, хранения и передачи данных, входит также решение комплекса вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых статистических программ и программ управления ими (так называемых программ статистического менеджмента), определение структуры и форм управления статистическими организациями, их функций и задач, формирование штатных расписаний, подбор и расстановка кадров, их подготовка и переподготовка, определение, разработка и развитие информационного, программного, технического, финансового и других форм обеспечения статистических работ.

Сюда же в равной степени относятся: не менее важный комплекс вопросов, связанных с определением множества и состава потребителей статистической информации, оптимизацией ее объемов и потоков, раздельным формированием и обеспечением статистической информацией органов государственного управления, нужд общественных и корпоративных организаций, в том числе малых предприятий, вопросы разработки статистических классификаторов, стандартов и технологий сбора, обработки, хранения, передачи и анализа статистической информации, баз данных и баз статистических знаний и, наконец, – вопросы непрерывного совершенствования методов работы статистических организаций, их реорганизации и моделирования на этой основе будущей, по определению более эффективной и перспективной организации государственной статистики.

Принципиальное место, своеобразный мозговой центр в организации статистики, иными словами, суть ее организации на любых основаниях, в любых форматах и конфигурациях занимает правильное определение ее целей, которыми всегда выступают не только и не столько декларируемые задачи обеспечения органов управления всесторонней и надежной информацией (что всегда значимо и важно как функция познания наблюдаемых объектов управления), сколько задачи установления и изучения закономерностей наблюдаемых явлений на основе этой информации.

Поэтому для того, чтобы правильно выстраивать приоритеты организации статистики и статистического менеджмента, необходимо каждый раз, и в первую очередь, решать теоретические вопросы, то есть конкретно и четко определять, как должна выстраиваться организация статистических работ, на каких принципах, при каком наборе решаемых задач она будет наиболее полно отвечать предъявляемым требованиям адекватности, полноты и самодостаточности.

Ответ на эти вопросы требует обращения к установлению однородности и взаимосвязи изучаемых явлений, определению закономерностей в их изменении, представления их в виде комплекса целевых задач, конструирующих базис функционального обеспечения создаваемых систем.

Этот ответ важен при создании любых статистических систем и особенно при организации и реорганизации систем государственной статистики как наиболее масштабных и многомерных.

Отсюда основополагающее значение приобретает обоснованный выбор методов сбора, обработки и анализа статистических данных, обеспечивающих возможность получения максимума производных данных при минимуме первичных. Речь при этом идет о приемлемых данных, то есть таких данных, которые, не являясь абсолютно точными (абсолютно точных данных в природе не существует), тем не менее (в пределах стандартных допусков и погрешностей) являются всегда практически пригодными. Решение этой задачи должно идти впереди и рассматриваться одновременно как отправная точка и конечная цель эффективной организации любой статистической деятельности.

Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. - М., 2004.